Статья Цветкова В. Алгоритм в пользу знаний в еженедельнике Курс-Н, № 4, 2007 г. http://www.kurs-n.nnov.ru/02.02.2007/rakurs.html

___В конце прошлого года прошла информация, что к 2015 году Япония, как заявило ее правительство, приступит к массовому производству интеллектуальных роботов. А еще через 10 лет емкость внутреннего рынка по ним в стране восходящего солнца составит 3 трлн йен. Не отстала и Южная Корея. Министерство информации и связи этой страны планирует к 2015 году обеспечить каждый дом по крайней мере одним интеллектуальным роботом. На вопросы корреспондента отвечает специалист в области создания искусственного интеллекта, директор НИПИ “Сириус-2”, доцент НГТУ Геннадий БРОНФЕЛЬД.

— Насколько остро стоит сейчас вопрос о применении интеллектуальных технологий?

— Ситуация такова, что в мире происходит очень быстрый рост объемов информации. По американским данным, он оценивается величиной большей, чем десять с 18-ю нулями. Человек уже давно тонет в этой лавине, что приводит к необходимости различных реформ, в частности, в сфере образования, где ситуация достаточно хаотическая. Поэтому нужда в интеллектуальных технологиях нарастает как снежный ком. Особенно в образовательных программах. На Западе, допустим, управленцев готовят очень жестко. Причем одинаково в разных странах. Там везде выстраивается определенная процедура принятия решения. Интересно с ними разговаривать. Представители различных государств говорят одно и то же. И действуют по схеме, которую можно назвать базисной. У нас же в России менеджмент больше реагирует на ситуацию, чем выстраивает процедуры. Это общеизвестно.

— Какие технологии для работы со знаниями можно применить на нынешнем этапе?

— Есть, допустим, “ОLАP”-технология, где данные превращаются в многомерную табличную форму для убыстрения анализа. Есть “data minning” (интеллектуальный анализ данных), системы распознавания образов, экспертные системы, онтологические системы, системы управления знаниями (СУЗ), интеллектуальные системы подготовки решений, связанные с применением моделирования. В общем, человек создает то, что позволяет ему как-то двигаться вперед. Но пока еще знания “захлестывают”.
___Возьмем проект американца Лената с его онтологическими системами. За более чем 10 лет затрачены сотни миллионов долларов, тысячи человеко-лет, введено около миллиона понятий. И все это дает лишь некоторые представления о простых взаимосвязях между вещами. Аналогичная система для целей перевода создается сейчас российской фирмой “ABBYY”, называется “NLC”. Та же самая структура понятий. И если, допустим, знать, как они связаны в каком-то предложении, то перевод можно сделать быстрей и точней.

— Все, очевидно, упирается в проблему значения?

— Они как раз уходят от проблемы значения, они просто выстраивают связи.

— Какие новые направления сейчас создаются? Меняется ли ситуация?

— Тупиковая ситуация сохраняется. Причем в большинстве систем принятие решений все равно перекладывается на человека. А ему уже хватает информации. Его интересует, как решение принять. Какие же меры намечаются?
___Во-первых, конечно, создание интеллектуальных роботов для чисто технологических или производственных целей с целью замены или облегчения труда человека, где мы уже намного отстали, по сравнению с японцами и корейцами находимся где-то на уровне Замбии.
___Второе — это ЭВМ пятого поколения. Японцы начинали эту тему в начале 80-х годов, кое-что было разработано, но потом этот проект застрял. И в принципе прогресс вычислительной техники в определенной степени затормозился.
___Третье — аналитическая система управления знаниями в конкретных организациях, в которой машина на основе работы с реальными моделями делает выводы. Человеку выдается набор готовых решений, и он может их применять. Резко ускоряется процедура принятия решений.
___Четвертое — интеллектуальная электронная книга (ЭЛИНГА). Это массовый продукт. Стоить такая книга будет, допустим, 100 долларов или, скажем, 3000 руб. Многие специалисты смогут такую книгу купить. Поставил ее на компьютер, и она дает решение в какой-то предметной области. И получается, что уже студент с помощью такой книги поднимается на уровень специалиста с большим опытом. Вставил диск — и получай набор решений.
___Эти нововведения могут обеспечить в ближайшие десятилетия не только прорыв в технологиях, но и значительный рост производительности труда (и соответственно благосостояния населения) в тех странах, где будут применяться. Сейчас страны делятся не на богатых и бедных, а на тех, которые имеют научный ресурс и которые не имеют его. Недаром возникло понятие “научного апартеида”. У интеллектуальных подходов большое будущее. Есть такой ученый Виндж. Он еще в начале 90-х годов предсказал, что возможен скачкообразный технологический прорыв именно на основе интеллектуальных подходов. Прогресс в работе со знаниями на сегодняшнем этапе подтверждает прогноз Винджа.

— Могут ведь сказать, что любая технология интеллектуальная. Или и здесь есть “апартеид”?

— Здесь особенность терминологии. Термин интеллектуальный сам по себе предполагает использование знаний. Один из новых подходов к знанию выдвинул известный ученый Акофф. Знания по его классификации состоят из сведений, информации, собственно знаний и мудрости. Пример сведений: допустим, я говорю: “Комната № 357”. Информации: “Комната № 357, находящаяся в здании на ул. такой-то”. Собственно знаний: “в комнате № 357 на ул. такой-то сидят люди, которые пишут статью”. Мудрости: “они пишут статью с той целью, чтобы просветить население”. Таким образом, у нас возникает четыре категории знания. Пока такой классификации не было, то происходила путаница. Сведения путали с информацией, а ее со знаниями и т. д.
___И теперь получается, что интеллектуальные — это те системы, в которых выделено знание как таковое. Скажем, не текст книжки, где все в куче, а знания, которые в виде множества моделей четко выписаны.

— Интеллектуальные системы в России не шибко развиваются.

— Если говорить о России, то она занимает сейчас где-то 50-е место в мире по развитию информационных технологий, по интеллектуальным еще больше отстает. В российской ассоциации искусственного интеллекта примерно 400 человек. В японской — 40 тыс. человек. Хотя в нашей стране много хороших специалистов по этому направлению. И у нас большие возможности догонять и перегонять мировой уровень. Странная сложилась ситуация. В России есть ученые, которые продолжают работать на мировом уровне, а основной слой специалистов даже чужое скопировать и освоить не может.

— Если иностранцы из стран Запада думают алгоритмом, то зачем нам следовать их примеру?. И терять возможность нестандартных решений?

— На самом деле это серьезное заблуждение. Жесткий алгоритм приводит к тому, что вы освобождаетесь от тупых, бессмысленных поисков того, что уже хорошо известно и у вас появляется возможность заниматься творчеством. Это абсолютно разный уровень результативности. Весь фокус в том, что у человека всегда есть жесткий алгоритм. Он не может существовать без такого жесткого алгоритма, как, допустим, сказать мама-папа, сложить два плюс два, взять ложку, открыть двери. У человека море алгоритмов, которым он учится, а потом использует в жизни. И чем больше этих алгоритмов, тем шире у него возможности принятия нестандартных решений.

— И знание перерастает в мудрость?

— В свое время философ Поппер говорил, что существует “третий мир”, куда входит человеческое знание, который отражает мир физических объектов и состояний. В этот “третий мир” входят библиотеки: книги, журналы, компьютерные базы данных и знаний. И этот мир существует объективно, независимо от того, воспринимается он кем-то или нет.
___Поппер приводит мысленный эксперимент. Предположим, что все наши машины и орудия труда разрушены, а также уничтожены все наши субъективные знания о них, умение пользоваться ими, но сохранились библиотеки и наша способность учиться. В этом случае наш мир может начать развиваться снова. А если уничтожить и библиотеки, то тогда наша способность учиться и использовать книги станет невостребованной. В этом случае возрождение нашей цивилизации не произойдет в течение многих тысячелетий.

— Насколько востребованы сейчас бизнесом системы управления знаниями?

— Работы в области создания и применения СУЗ идут и в мире, и в России. По данным журнала “Fortune”, почти половина компаний, входящих в рейтинг “Fortune 1000”, внедрила у себя и продолжает развивать СУЗ, еще треть планирует это сделать. В России это пока единичные случаи, например, Газпром, Тюменская нефтяная компания, фирма “Ярославль-GSM”. Появляется признание важности знания, как формы нематериального актива, возможно, даже более важного, чем материальные активы — такие, как земля, труд и капитал.


Главная страница



Хостинг от uCoz