Бронфельд Г.Б. О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2010 Г.

___В Нижегородском еженедельнике Курс-Н в № 12, апрель 2005 г.
(http://www.kurs-n.nnov.ru/01.04.2005/promyshl.html) опубликовано мое интервью «Вектор непредсказуемости» о программе развития промышленности Нижегородской области. По ряду причин, оно было значительно сокращено и из него не совсем ясны мои реальные предложения. Поэтому, считая этот вопрос весьма важным, излагаю свои реальную позицию по данному вопросу.


___В нижегородской печати проходит достаточно оживленное обсуждение программы развития промышленности Нижегородской области (далее Программ), а и проблем ее создания.
___Программа перспективного развития всегда представляет интерес, как некая попытка заглянуть и спрогнозировать будущее. И в этом отношении рассматриваемая Программа безусловна интересна и предоставляет большой материал для размышлений.
___Мне приходилось участвовать в разработке перспективных планов отдельных предприятий и их реализации в 70-80-е годы, отраслевых планов, в частности, по информационным технологиям, для автомобильной промышленности на срок от 5 до 15 лет в 80-е годы (и хотя из-за развала СССР цифры посыпались, но качественно удалось предсказать все достаточно точно). В 90-е годы в рыночной экономике, в условиях постоянных кризисов вокруг, занимался долгосрочным планированием, в т.ч. с участием американцев, для собственного предприятия. В последние годы пришлось поработать над предсказанием поведения синергетических систем, а ими как раз и являются многие структуры в рыночной экономике.
___Какие возможные ключевые проблемы видятся, на мой взгляд, для Нижегородской области, как одного из ведущих промышленных и научных центров страны, в ближайшие 5-10 лет:

___1. Вступление России в ВТО (или подготовка к нему);
___2. Старение ведущих научно-технических специалистов на предприятиях и научных организациях региона;
___3. Необходимость учета экономики региона именно, как рыночной среды;
___4. Сохранение уровня технической культуры в регионе, как одного из гарантов конкурентоспособности.

Рассмотрим немного поподробнее эти проблемы.

___По п.1. При вступлении в ВТО (а многое уже и сейчас происходит) предприятия столкнутся с предприятиями, которые имеют производительность труда более высокую от 70 –100 тыс.долларов на человека в год и выше, в среднем, и с более новыми технологиями. Это обеспечивает зарубежным предприятиям возможность платить своим работникам более высокую зарплату, создавать более хорошие условия труда, выпускать при массовом производстве более дешевую и качественную продукцию, аккумулировать на требуемых направлениях денежные средства намного большие, чем российские предприятия. По представленной информации (в Программе) лишь предприятия топливной и стекольной промышленности приближаются к барьеру в 40 тыс.долларов с неплохой динамикой, остальные намного уступают. Проблема производительности труда крайне остра.
___Даже недавно появилась программа «Крепость Россия», построенная на новой политике изоляционизма от окружающего мира и мировой экономики, с чудовищными предложениями по внутренней политике, например, легализации наркотиков. Необходимость ее исходит из признаниями авторами невозможности форсированного развития предприятий и страны в целом, чтобы догнать уровень производительности труда развитых стран, а соответственно гибели российской экономики и государственности в открытом соревновании с ними.

___По п.2. Из-за высокого среднего возраста опытных инженерно-технических на предприятиях региона и квалифицированных ученых в оставшихся научных и образовательных учреждениях в ближайшие 5-10 лет ожидается отход от активной трудовой деятельности или даже из жизни значительной части таких специалистов в регионе (и по всей стране тоже). Из-за того, что молодежи рядом с ними мало, будет утерян окончательно опыт работы и создания по сотням видов технологий и нового оборудования (накопленный за десятилетия советского периода).
Вопрос не в том, кто должности займет, претенденты найдутся, а кто на должном уровне работать сможет? Если не удастся справиться с этой проблемой, - в Россию снова приедут (и это уже будет надолго), как это уже было в 18-19 веках, большое количество ученых и инженеров с Запада и Востока и им будут платить намного большую зарплату, чем платят сейчас живым нижегородским специалистам. Кстати, процесс приглашения иностранных специалистов для работы уже начался.
___Но ведь сейчас мы находимся в революционной ситуации в науке (http://sirius-2.narod.ru/n223.html , http://sirius-2.narod.ru/n113.html ), когда намечается переворот по многим направлениям и появление новых технологий в них и ряд нижегородских специалистов работает в этих направлениях. Возникает простой вопрос – а зачем ждать, пока это все пропадет, а потом с восторгом и намного дороже покупать это (даже не понимая, что внутри) у западных и восточных фирм?

___По п.3. Вот в Программе указана цифра 606 крупных и средних предприятий. Но ведь в области есть около 100 тысяч малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица (которые иногда представляют даже крупный бизнес). Даже, если исходить из приведенной оценки в Программе в 14%, то около 14 тысяч представителей малого бизнеса работает в промышленной и научно-технической сфере. А ведь некоторые из них (теоретически), как показывает практика фирм Microsoft, Autodesk и многих других, даже за 5 лет могут вырасти до уровня, которые определяют лицо региона и возможно страны.

___По п.4. Промышленность основана на технических системах. Опыт длительного соревнования СССР с Западом показал, что нередко одни и те же результаты можно получать с помощью различных технических решений. А сами технические решения, а нередко и организационные, получают большее распространение из-за моды, большей рекламной компании, удачи или случайности. Более того, постоянно идет обновление технических решений и отстающий, практически всегда, имеет возможность разработать и применить техническое решение, опережающее других. В этой ситуации совершенно непонятны (хотя одновременно и совершенно понятны причины, но они к проблемам развития предприятия не имеют никакого отношения) причины увлечения нижегородских (и российских вообще) предприятий приобретением именно западных технологий и оборудования. Мне приходилось не раз критиковать за это, в частности, ГАЗ, еще в советские времена. В результате нередко или меняют «шило на мыло» или вообще фактически приобретают более устаревшие технологии.
___В тоже время прекрасно известно правило 80 на 20. Оно имеет разные трактовки – одно из них такое для решения 80% проблемы (и соответственно достижения 80% эффекта) надо затратить 20% денежных средств. А вот для достижения остальных 20% требуется 80% денежных средств. Возникает простой вопрос – зачем постоянно тратить в 5 раза больше денег, чем это нужно (а нужно на самом деле не слишком часто)? При этом не надо забывать, что для серьезного перевооружения средних и крупных предприятий у них, как правило, денег нет все равно, а отдельные замены, общей картины не меняют. В тоже время есть просто относительно дешевые решения, которые стабильно всегда дают хорошие результаты (это было и в СССР, этим стабильно и сейчас хвалятся японцы) – это научная организация труда (НОТ). Например, тот же ГАЗ с восторгом описывает опыт применения НОТ на некоторых производствах с участием японцев (только непонятно, зачем японцы нужны, на ГАЗе свои специалисты есть и в Н.Новгороде еще нашлись бы).
___Техника базируется на стандартах. В стране принят Закон о техническом регулировании (далее Закон), который, с одной стороны, планирует осуществить переход на международный подход к стандартизации, а, с другой стороны, просто разрушил советскую систему поддержания стандартизации. И хотя этот процесс перехода можно было сделать управляемым (а нижегородские власти упустили момент, когда можно было позаботиться об этом и о своем одном из крупнейших промышленных регионов страны), сейчас ситуация развивается хаотически неконтролируемо и в неблагоприятном направлении. За прошедшие почти 2 года с момента ввода данного Закона, хотя об этом принимали решения и Правительство Касьянова и писал уже новый глава Ростехрегулирования Г.Элькин, ситуация совсем не выправляется. Не принят ни один технический регламент, хотя по сообщениям печати их в Госдуме 10-15, а надо принять сотни в виде законов. Похоже, они просто боятся начать этот процесс, поскольку некоторые из них (а вместе несколько точно) вызовут такие же (если не больше) скандальные процессы, как было с ОСАГО, только теперь уже применительно к сотням и тысячам предприятий одновременно.

___Так что же делать?

___Мне как разработчику с опытом в несколько десятилетий конечно ясно, что делать. Другое дело, будет ли власть это делать?
___Вот, например, удавалось же нам в 70-е годы (когда я сам был еще молодым специалистом) создавать работающую АСУТП , превышающую мировой уровень в тот момент, а в кризисные 90-е (уже самому) развернуть мебельное производство офисной и компьютерной мебели, некоторые образцы которой (в течение 8 лет) превосходили мировой уровень, или, например, на основе собственных патентов была возможность наладить производство лазеров с поставкой за рубеж (и инвестор был). И лишь отсутствие поддержки (во 2 случае) со стороны областной администрации, а в 1 случае - со стороны областной администрации и крупных инвесторов, привели к тому не оказалось в Нижегородской области двух процветающих предприятий, которые могли бы сейчас быть одним из достижений области (кстати, процветающие мебельные предприятия в некоторых регионах созданы, хотя и не с тем уровнем разработок).
___Когда в 90-е годы оказывалась какая-то финансовая помощь крупным и средним предприятиям (например, в виде снижения налогов, списания долгов, предоставление кредитов и т.д.), то это имело хоть какой-то смысл, надо было поддерживать социальную стабильность. Сейчас ситуация иная, за многими крупными и средними предприятиями стоят реальные владельцы, финансовые возможности которых нередко намного превышают финансовые возможности области, а то и всей России, в целом. В, частности, в их число, попала фирма Intel, которая собирается увеличить объем работ до 1 млрд.долларов в год и ей предлагают сделать это через технопарк с большими налоговыми льготами, хотя и сейчас у нее работает несколько сот сотрудников-программистов.
___На мой взгляд, сейчас делать подобное не надо. Инвестиции для крупных и средних промышленных предприятий в ряде случаев нужны даже не миллиарды, а десятки миллиардов долларов. И если собственники смогут их привлечь – «флаг им в руки», нет – тогда пусть появятся новые собственники, аналогичные владельцам Борского стекольного завода, пусть даже с полной перестройкой предприятий.
___Но у нас еще кое-что осталось, уровень чего можно сравнить пока еще с мировым уровнем, это квалифицированные ученые и их коллективы, изобретатели, и творческие коллективы владеющие технологиями, созданными в советский период, но которые еще необходимы и конкурентоспособны для России. Даже уже в постсоветский период у них появились новые научные результаты и технологии, которые могут всерьез повлиять на промышленное развитие региона и быть конкурентоспособным за рубежом.
___На мой взгляд, надо оказать массированную поддержку прикладной региональной науке по разным каналам, включая прямую финансовую поддержку, или через уже существующие малые предприятия или оказывая помощь вновь созданным. В этом случае при первых же положительных результатах им окажут помощь и другие инвесторы (отечественные и западные), а также имеющиеся западные фонды поддержки. А промышленные предприятия смогли бы получать от этих малых предприятий широкий спектр новейших технологий, изделий и услуг, сразу (или достаточно быстро), не оказываясь в необходимости рисковать только самим и намного дешевле, чем за рубежом.
___Средств, для поддержки этих малых предприятий, потребовалось бы намного меньше, а точнее эти затраты вполне контролируемы и для них можно исходить из разумной возможности.
___Кроме того, в круг поддержки попала бы часть научно-технических специалистов с солидным возрастом, но со знанием необходимых технологий, а рядом с ними была бы молодежь, которая в конкретной работе усваивала бы бесценный опыт. Т.е. одновременно стала бы решаться и хоть как-то кадровая проблема.

___Рассмотрим пример. Вложим в некое ООО 1 млн.руб., а оно восстановив снова отработанную ранее технологию и продав одну единицу оборудования на 100 тыс.руб. – разорилось, не хватило денег дальше на зарплату, на выплату налогов и т.д. Кажется, что уж отрицательней результата вложений и придумать сложно. В общем-то, для стандартного кредита, частного инвестора – так и есть, - а в рассматриваемом случае?
___Предположим, эту единицу оборудования купило нижегородское предприятие (среднее или крупное). Просто так промышленные технологии уже давно не покупают. Расчетную окупаемость обычно оценивать не более года. Т.е. это оборудование максимум за год себя окупает (покрыаает 100 тыс.руб.), а в остальные 5-10 лет дает дополнительный доход около 100 тыс.руб. Точно считать надо по иному, но грубо за 10 лет предприятие получит доход не менее 1 млн.руб. Но наши менеджеры и руководители хоть и недостаточного уровня (как указано в Программе), но все же не «идиоты». Если эта единица оборудования хорошо себя покажет, то они все равно или еще закажут или информация об этом дойдет до других предприятий региона в течение года все равно.
___Но ведь ООО уже разорилось – его нет. Но особенность прикладной науки в том, что предприятие может разориться, но люди, документация и технологии, как правило, не исчезают. В данном случае в коллективе с 1-2 опытными специалистами, которые знали исходную технологию, наверняка окажутся еще несколько молодых, которые после 1 года работы вместе с опытными, тоже становятся носителями знаний об этой технологии. В результате может вполне оказаться, что через год после разорения ООО уже не одно новое (где будут работать снова работать базовые специалисты), а даже несколько новых могут предлагать новую технологию. И вот теперь выпуск вполне на 2-3 год выйдет на уровень 10, а затем и до 100 единиц в год (далее обычно новые сложности). Но ведь мы уже рассчитали, что 1 единица такого оборудования дает около 1 млн.руб. дополнительного дохода. Если же из 100 единиц лишь 50 будут продаваться в нашем регионе (или 500 за 10 лет), в течение уже около 20 лет вложенный (вовремя) 1 млн.руб. в даже разорившееся предприятие прикладной науки равносильно помощи крупным и средним предприятиям Нижегородской области на сумму около 800 млн.рублей и столько же по России (если технология будет продаваться только в России). При более удачном развитии с ООО или при более эффективных технологиях, соотношение конечного эффекта для предприятий и исходных вложенных средств может достигать цифры величиной в тысячи и даже миллионы раз.

___Кому-то могут показаться крайне удивительными и сомнительными эти результаты. Но таков эффект от прикладной науки повсеместно, и особенно в нынешний период российской истории и именно характерен для сосредоточения и опытных научно-технических кадров с отработанными технологиями и крупной промышленности. Но вкладывать так в рисковые проекты денежные средства, только государственные органы, которых интересуют именно отдача для региона в целом.
___Но, что самое главное, вся область бы почувствовала импульс развития, нацеленный вперед, на достижение наилучших результатов и это привело бы к привлечению дополнительных инвесторов. Что, кстати, систематически происходит в Борском районе.
___Есть еще 2 направления, которые, на мой взгляд, должна поддержать власть Нижегородской области – это развитие ключевых объектов инфраструктуры – в первую очередь, дорог, мостов, для Н.Новгорода – строительство метро. За рубежом один из путей достижения высокой производительности труда – это работа предприятий по принципу «поставка во время» (почти без складов и нормативных запасов). При нынешней дорожной системе с пробками – это совершенно нереализуемо. Другое направление - это содействие продвижению продукции нижегородского бизнеса на мировой рынок в Азии, Африке, Латинской Америке.
___Мы так любим самобичевание, что совершенно упускаем, что наши товары, которые могут быть совершенно неконкурентоспособны, например, во многих странах Европы, США и Канаде – будут прекрасно покупаться во многих странах мира, более того могут оказаться почти вне конкуренции (кроме, как со стороны других стран СНГ). А здесь, как раз средние и крупные предприятия забывать не надо.
___В ситуации вокруг Закона о техническом регулировании уже мало, что можно изменить, но пытаться хоть как-то спасти ситуацию от дальнейшего ухудшения надо.
___Вот сейчас Госдума вовсю занята законами и реформами в социальной сфере. Но ведь ранее Законом запушена форсированная гигантская реформа технической культуры в стране и она основана на сотнях новых технических регламентов и тысячах новых национальных стандартов. И каждый месяц задержки с их принятием ухудшает ситуацию вокруг предприятий России, в т.ч. Нижегородской области, в подготовке к вступлению в ВТО. На мой взгляд, Госдума срочно должна переориентироваться (в соответствии с Законом) на принятие потока законов, посвященных стандартизации. И нижегородские представители в Госдуме и СФ, губернатор, на мой взгляд, должны активно продвигать этот запущенный процесс.
___В заключение остается вспомнить высказывание «дорогу – осилит идущий», правда, если пойдем в нужном направлении.


Главная страница



Хостинг от uCoz