В. Цветков "Бегом в "Разумную планету", Нижегородский еженедельник Курс-Н, № 31, август 2011 г. http://www.kurs-n.nnov.ru/
|
Айтишники все чаще говорят о надвигающейся революции в сфере информационных технологий. Насколько это верно и чем подтверждается? И почему им так неймется? Ищут себе работу? На вопросы обозревателя “Курса Н” отвечает доцент НГТУ, к. т. н. Геннадий БРОНФЕЛЬД.
— Мы уже не раз отмечали в “Курсе Н”, что американский ученый Виндж предрекал сингулярный скачок в технологиях вообще, связанный с таким направлением, как искусственный интеллект. Ожидания скачка были также вокруг ЭВМ пятого поколения. Но после провала японского проекта на эту тему в начале 90-х и отхода от нее других стран, направление перестало развиваться. И вот сейчас оно получает неожиданное продолжение в рамках программы IBM “Разумная планета”, которая была объявлена в 2009 году и развивается второй год.
Речь идет об интеллектуализации систем управления всеми сферами человеческой деятельности. Цель поставлена, но не совсем конкретизирована. Видимо IBM ищет для себя новый рынок. Компания уже финансирует различные работы в разных странах под свой новый проект. Раздает гранты. И в России уже есть ее присутствие под эту задачу, в том числе и в Н. Новгороде.
— В чем же заключается экстрим-идея?
— Первый громкий успех — это система “Уотсон”, которая выиграла соревнование у человека в быстроте ответа на вопросы. Вообще это революция. Если базу знаний наполнить соответствующим образом, то получается, что такая система выиграет соревнование в ответах на простые вопросы у любого ученого, любого специалиста. Выиграет по скорости. Ответ идет в течение трех секунд.
Пока человек будет думать, она уже все ответит на любом языке. Это революция для человека. Он начисто проигрывает соревнование компьютеру.
— И какой пользой это может обернуться?
— Польза гигантская. В школе, например, такая система может заменить учителя математики, истории при подготовке к экзамену.
— Универсальная шпаргалка?
— Если хотите, то это так. На заводе может заменить какого-то инженера, менеджера. Сейчас такие системы стоят дорого, но IBM обещает уже через два года резко снизить ее стоимость. Базу знаний можно будет заполнять самой различной информацией. Это будут комплексы. И те вещи, вокруг которых мы сегодня крутимся, — операционка какая-то, ворд, эксель, какие-то базы данных — окажутся далеко в тылу. И основой станут прикладные системы, которые будут все это включать в себя. На рынке появятся комплексы, уже обладающие всеми возможностями. Многие сегодняшние проблемы сразу исчезнут.
— Мы получаем от новой революции только суперскорость?
— Принятие решений резко ускоряется: вы задаете вопрос — система мгновенно ответит, снижается уровень ошибок, повышается производительность труда, а значит на предприятиях растет зарплата. За Интернетом остается только роль коммуникативной связи. Зачем человек обращается сегодня в Интернет? Чтобы получить информацию. А зачем ему будет нужна эта информация, если он сразу будет получать решение на свои вопросы? Многие операции станут ненужными. Но речь пока идет только о простых вещах.
— Интересно, как это воспримет рынок?
— В 70-е годы была бурная и быстрая смена программ обеспечения техники. Грубо говоря, за 10 лет два поколения программ менялись. Потом как-то все привыкли к стабильности, а сейчас опять начинается быстрая смена программного обеспечения. Причем новые интеллектуальные системы купить будет негде. Их надо будет создавать у себя. Например, систему управления ЖКХ Н. Новгорода. Сейчас-то все привыкли где-то покупать интеллектуальные продукты. Купил компьютер, ворд купил, эксель купил — базу данных. Ничего разрабатывать не надо. Эту ситуацию по интеллектуальным системам я еще советским руководителям объяснял: все можно купить, но интеллектуальные системы придется создавать самим.
IBM ставит задачу об интеллектуальном управлении всем и вся. От какого-то рабочего места, предприятия до управления государством.
— А эти все и вся просили об этом, их согласие получено?
— Во всяком случае мне такая задача понравилась, и я ее поддерживаю.
— Вы ведь тоже участвуете в этих процессах?
— Я давно работаю в том же направлении в рамках новой технологии — системы управления знаниями. И все, что я с 2001 года пытаюсь развивать, полностью укладывается в новый подход компании “IBM”. Она поставила задачу гораздо шире. И я ждал, что в какой-то момент что-то похожее произойдет. Я считал, что появится ЭВМ пятого поколения и будут примерно тем же способом решать такие проблемы. Но ситуация стала складываться по-другому. Недавно я получил патент на “Элингу” — интеллектуальную систему-носитель знаний для индивидуального пользования, о которой уже рассказывалось в “Курсе Н”. И она полностью вписывается в вектор, заданный IBM.
— Что имеется в виду под “Разумной планетой”?
— Западные компании любят громкие лозунги и понимают это буквально. Имеется в виду, что в странах мира постепенно начинают внедряться интеллектуальные системы управления. То есть их должны использовать все уровни управления. Термин соответствует планам IBM. Но насколько они сумеют эту линию выдержать, очень сложно сказать. По сути поставлена цель захватить рынок всего и вся. Естественно, это у них не получится, конкуренты не позволят.
— Да и со спросом могут быть проблемы. А какие конкуренты поджидают изобретателей?
— На сегодняшний день оказывается, что пока их нет. Из крупных компаний пока громко заявила об этом только IBM. Б. Гейтс молчит.
— А кто у них лидер?
— Непонятно. Это просто руководство компании. Там все основные ключевые лидеры, все руководители компании по всему миру продвигают эти работы — каждый в меру своих сил и возможностей. Майкрософт в этом смысле не конкурент. Система “Уотсон” настолько серьезный прорыв, что сама по себе обеспечит ее авторам лидерство.
Между делом IBM продвигает и свое программное обеспечение. Кстати, менеджеров компании спрашивали: “Вы все время говорили, что не лезете в прикладную часть. Неужели произошла смена стратегии?” И те вынуждены были признать, что меняют стратегию.
Идет мощная волна новой технологии. И чтобы оставаться в рынке, IT-компаниям надо будет в срочном порядке осваивать интеллектуальные системы.
— У вас нет чувства досады на то, что вас вроде бы обошли? Вы выдвинули схожую инновационную идею в 2002 году, а IBMовцы заговорили о ней лишь через 7 лет.
— Нет. И чувства досады у меня нет. У IBM более широкий общий фронт и более зрелая идея. Это общая ситуация в техническом прогрессе. На какой-то момент ты вырываешься со своей идеей, но тебя тут же опережают, ты опять пытаешься сделать рывок и т. д. Взаимный бег на опережение — это совершенно нормальное явление в современном мире.
— Вы говорите, что цель “Разумной планеты” не конкретизирована. А это самое, наверное, интересное: кто будет определять, что разумно и что не разумно? И будут ли авторы глобального проекта руководствоваться опытом Великой французской революции, ставившей задачу построения царства разума?
Главная страница
|