Статья Цветкова В.И. Кластер! Это звучит модно, Нижегородский еженедельник Курс-Н, № 32, 2007 г. http://www.kurs-n.nnov.ru/17.08.2007/rakurs.html
|
Народ не успел еще очухаться и сообразить, что такое нанотехнологии (на этот счет существуют различные предположения) и как к ним пристроиться, а ему уже подсунули новую пищу для удовлетворения потребности в новизне — кластеры.
Кластер в экономической литературе определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальному подходу.
Слово консалтингу. Основоположник теории кластерного развития М. Портер изучил данную проблему посредством исследования конкурентных позиций более 100 отраслей различных стран. Он обратил внимание на то, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах фирмы одной отрасли обычно не бессистемно разбросаны по разным развитым государствам, а имеют свойство концентрироваться в одной и той же стране, а порой даже в одном и том же регионе. Это не случайно. Одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей и конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В итоге формируется “кластер” — сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Для всей экономики государства кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базы международной экспансии. Вслед за первым в экономике часто образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны увеличивается. Когда формируется кластер, все производства начинают в нем оказывать друг другу поддержку. Выгода распространяется по всем направлениям связей. Новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют развитие, стимулируя различные подходы к НИОКР и обеспечивая необходимые средства для внедрения новых стратегий.
Происходят свободный обмен информацией и быстрое распространение новшества по каналам поставщиков или потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами. Взаимосвязи внутри кластера, часто абсолютно неожиданные, ведут к разработке новых путей в конкуренции и порождают совершенно новые возможности. Людские ресурсы и идеи образуют новые комбинации. Кластер становится средством для преодоления замкнутости на внутренних проблемах. Все фирмы кластера делают инвестиции в специализированные, но родственные технологии, в информацию, инфраструктуру, человеческие ресурсы, что ведет к массовому возникновению новых фирм и т. д.
Другими словами, кластер в идеале, если верить консалтингу, нечто похожее на “город солнца” Фомы Кампанеллы, реализованный в мировой экономике. Ключевое слово — кластер — найдено. Теперь, наверное, и делать ничего не надо. Дела теперь сами как-нибудь сделаются.
О своем взгляде на кластеризацию рассказывает в беседе с корреспондентом директор научно-исследовательского и проектного института “СИРИУС-2”, кандидат технических наук Геннадий БРОНФЕЛЬД.
— Современная ситуация в экономике России такова, что развитие идет в совершенно разных, а порой даже противоположных направлениях. Казалось бы, кластеры — новое понятие, а на самом деле очень старое. В дореволюционной России до 1917 года прекрасно были известны кластеры. Например, тульские оружейные заводы, металлургический комплекс на Урале, нефтяной комплекс в Баку. Хотя они и не назывались кластерами. Но какая разница как назвать. Суть-то одна. Там также были ведущие предприятия, вокруг них образовывались вспомогательные. Они были взаимосвязаны между собой, развивались на современном для того времени уровне техники.
— В чем же новизна?
— В начале 90-х годов Майкл Портер издал книгу, посвященную прогрессу наций. И в ней он показал, что кластеры определяют уровень развития экономики своей страны. После этого и пошла кластерная волна. То есть новое осмысление того, что было всегда. Германия, например, вся забита кластерами. В Советском Союзе организовывались кластеры. Допустим, в Зеленограде. Там целенаправленно был создан комплекс вокруг производства электроники. Теория кластерного развития во главу угла ставит конкурентоспособность и ориентацию на новые технологии. Чтобы кластер “тащил” экономику страны, а не являлся ее нагрузкой.
В современной России кластеры формировались и в 90-ые годы. И в том числе в Нижнем Новгороде. ГАЗ, например, активно привлекал местные предприятия для изготовления комплектующих. Но считается, что искусственно формировать кластеры нельзя. Они образуются естественным образом для обеспечения конкурентоспособности входящих в их состав предприятий. Особенность современной экономики в том, что идет постоянная борьба на мировом уровне даже малых фирм. Вот в чем фокус. Очень немногое число малых и средних предприятий ориентированы только на местный рынок. Но выходить надо не в одиночку, а кластерами. И в этом их основная функция.
Теория говорит, что конкуренция в бизнесе может осуществляться на трех уровнях. Первый, низший уровень — это конкуренция готовой продукции и услуг. Второй уровень — конкуренция ключевых продуктов. Победитель получает возможность быть лидером на мировом рынке в производстве фундаментальных товаров. Третий уровень — конкуренция на уровне ключевых компетенций, получение преимуществ за счет знаний, навыков и умений, позволяющих выигрывать уже на начальном этапе борьбы. Такова, например, компания “Интел”. Российские компании очень мало используют свои возможности на втором и третьем уровне. И эту задачу также, наверное, легче решить в рамках кластера.
— А что говорят противники кластеризации?
— А собственно противников-то и нет. А о чем здесь спорить! Проблема старая, известная. Другое дело, как ее решить. Если государство начнет вмешиваться, оно ухудшит ситуацию. Допустим, ставится вопрос об управлении кластером автомобильных компонентов и для этого создается какая-то областная структура. Но ведь фактически кластер организован вокруг ГАЗа и ЗМЗ. У них свои проблемы выживания и роста, они сами почти каждый год свои стратегии меняют. И если появится какой-то внешний уровень бюрократизации, то он только будет замедлять процессы технического перевооружения заводов и ухудшать ситуацию внутри кластера.
— Кластеризация — это, наверное, больше предмет консалтинга, а не производства.
— Надо четко понимать, что кластеры будут возникать и пропадать. Отражая динамику относительных преимуществ, они формируются, расширяются, углубляются, но могут также со временем сужаться, свертываться и распадаться. Подобная динамичность и гибкость кластеров является еще одним преимуществом по сравнению с другими формами организации экономической системы. Я не исключаю, что через 15—20 лет, например, об автомобильном кластере в Нижегородской области будут только вспоминать.
Главная страница
|