Цветков В.И. Вперед задним ходом, еженедельник Курс-Н, № 14, от 16.04.2010 г.
|
http://www.kurs-n.nnov.ru/16.04.2010/education.html
На областной конференции “Технические регламенты и стандарты — ключевые инструменты, определяющие конкурентоспособность экономики”, которая проводилась в НАПП, говорилось, что принятый в конце 2009 года очередной блок поправок в базовый закон дает существенный толчок развитию национальной стандартизации. Во-первых, они предусматривают пятилетний срок обязательного пересмотра стандартов и механизм применения передовых международных стандартов в отечественной системе технического регулирования. Во-вторых, поправки исключают окончательные сроки реализации реформы. Это также необходимая мера, поскольку совершенствование системы технического регулирования и научно-технический прогресс процессы непрерывные и взаимосвязанные.Специалисты по-разному оценивают поправки в закон “О техническом регулировании”. И первый комментарий дает директор НИПИ “Сириус-2”, кандидат технических наук, доцент НГТУ Геннадий БРОНФЕЛЬД.
— Этот блок поправок действительно создает новый этап в развитии стандартизации в России. Фактически он отменяет базовый закон “О техническом регулировании”, предполагавший действовать в рамках России. Поправки разрешают использование стандартов любых стран на территории Российской Федерации. И в каком-то смысле означают потерю нашей экстерриториальности. Будут у нас китайские стандарты, финские, украинские, казахстанские, стандарты ЕС — всех “передовых” стран. А российские в соответствии с законом с 1 июля 2010 года по сути прекращают свое действие. И вот власти решили, хоть как-то спасая ситуацию, давать разрешение на ввод любых стандартов разных стран.
— Вы считаете это следствием того, что в стране не успели за 7 лет переходного периода подготовить и провести через Госдуму несколько тысяч техрегламентов?
— В пределах тысячи, а приняли полтора десятка. На самом деле технические регламенты в системе стандартизации — мелочь. Это требования к безопасности. Промышленность работает на основе стандартов, а их — десятки тысяч. Основной массив стандартов, который требовалось развивать, за 7 лет переходного периода еще больше отстал от уровня 2003 года. Было сорвано 5—6 государственных программ, и мы сейчас оказались в тупиковой ситуации. У нас система стандартизации не только устарела, но по сути уже противоречит экономике и жизни людей. Нельзя разрешать то, что, грубо говоря, везде запрещено и нельзя запрещать то, что везде разрешено.
Речь идет о десятках тысяч стандартов, которые требуется гармонизировать с зарубежными. Но времени на это уже не оставалось. Пришлось разрубить этот гордиев узел одним взмахом.
— Скопища разноязычных стандартов будут как-то увязываться друг с другом?
— Возможно. Но скорей формально. У нас есть структуры, которые занимаются рецензированием стандартов, дают отзывы. Например, технические комитеты. Но им даны такие сроки, скажем, в пределах 30 дней, что физически проверить и оценить действие какого-либо стандарта невозможно. К тому же, как говорят, и работа эта оплачиваться вряд ли будет. А если они напишут отказ, то его тоже надо обосновать. Получается, что хоть так, хоть эдак, эксперты все равно подставляют себя под удар. Тем более, что за предлагаемыми к оценке стандартами будут стоять, как правило, мощные компании. Ведь не малый бизнес пойдет с предложениями новых стандартов, чтобы утвердить их. Разве может такое случиться, что вдруг откажут Газпрому или Лукойлу, напишут им, что вы, мол, ребята не то делаете? Или, допустим, “Роснефти” откажет какой-то кандидат наук?
— А зачем этим монстрам менять стандарты? По каким работали, по тем и будут продолжать славные дела.
— Российские стандарты законом не были отменены, и было разрешено в принципе использовать зарубежные. Но дело в том, что они не были обязательными и российскими не считались. Теперь же разрешено регистрировать стандарты любых стран. Но здесь есть очень важный момент. Когда вы используете российский стандарт, то там есть ссылки на другие российские стандарты, — ни одного чужого вы там не найдете. В иностранных стандартах тоже ссылочный принцип. Допустим, вы один такой переводите, но он в то же время ссылается на другие стандарты на китайском, английском, французском языках. А они не переведены. У них во внутренней ссылке могут быть десятки, сотни, тысячи стандартов. Получается, что, приняв один документ, вы тащите за собой длинный хвост из десятков, сотен, тысяч других стандартов, о которых вы ничего не знаете.
— По вашему, новый блок поправок может вызвать непредсказуемые последствия? Это как бы в дополнение к той крайне негативной оценке, которую вы давали основному тексту закона в наших предыдущих беседах? Куда уже дальше-то?
— Сейчас мы перешли к ситуации, когда речь идет уже не об экономике, а о государственности. Мы допускаем на своей территории действие чужих законов в технической сфере. К тому же в неограниченном масштабе. Ладно бы, если бы мы признали только китайские или только западноевропейские стандарты. А у нас на разных территориях страны будет действовать законодательный калейдоскоп. Одно предприятие будет выпускать продукцию по японским стандартам, другое по немецким, третье — по американским, четвертое — по китайским.
— Но это же удобно? И авторы поправок хотели, наверное, сделать наиболее благоприятные условия для бизнеса?
— А это и даст улучшение. Временный эффект будет положительный. Это однозначно. Два—три—четыре года. А через 15—20 лет Россия исчезнет как серьезный игрок в техническом истеблишменте.
—Так уж и исчезнет?
— Речь идет о технической культуре. Будут провинции Китая, Японии, Финляндии, Украины и т. д., которые совместно действуют и живут на их уровне, по их стандартам. Территории начнут жить по разным законам. Вспомним, какие демонстрации были несколько лет назад на Дальнем Востоке по поводу правого и левого руля. Лишь после того, как за счет пошлин власти заблокировали массовый ввоз японских автомобилей с правым рулем, волнения там поутихли.
Стандарты диктуют правила производства, а значит и правила жизни — производство повсеместно начнет перестраиваться под разные стандарты. Какие, допустим, будут последствия, если ГАЗу заблокируют выпуск автомобилей? Новые законы иностранного происхождения неизбежно будут приводить к остановке предприятий, к остановке экономик, к изменению образа жизни.
— На ГАЗе внедрена японская система бережливого производства, но я не заметил у населения никаких особых признаков обращения к японской культуре, а это было бы неплохо. Почему национальные традиции должны изменяться под какой-то бренд, пусть и всемирно известный?
— Сейчас это не очень понятно, но если произойдет техническое обособление территорий, то массовые протесты населения нам обеспечены.
— Противников закона “О техническом регулировании”, которые открыто заявляют о своей позиции, немало. Среди них люди с громкими именами. Есть депутаты Госдумы. Что они намерены делать?
— Подготовлено обращение к первым лицам государства. Его авторы призывают отменить закон “О техническом регулировании” и возвратиться к нормативам 90-х годов, чтобы хоть как-то спасти ситуацию от дальнейшего развала. Собираются подписи.
— Давайте смоделируем такую ситуацию. Возьмем какой-то город, где, допустим, пищевая промышленность действует по чилийским стандартам, легкая — по бразильским, тяжелая — по китайским. Кто станет проверять их на соответствие? Появится всесведующая организация, которая будет располагать громадным числом ненасытных чиновников? Но рано или поздно опять возникнет потребность вернуться к единому государственному стандарту. Легче будет проверять и легче соблюдать. И главное — дешевле.
— Если рассматривать отдельный город и небольшие государства, то им в данной модели будет нормально. Возьмем, допустим, Люксембург, Монако или Лихтенштейн, Доминиканскую республику и т. д. Стандарты разрабатывают другие, они к кому-то прилепились, и проблем нет. Но при открытых стандартах возникает угроза постепенной потери независимости. Страна превращается в проходной двор.
Сейчас, например, неожиданно резко выросли закупки через зарубежные интернет-магазины. И почта захлебывается. Допустим, надо отремонтировать иностранный автомобиль. Нужна какая-то деталь, и она покупается за рубежом. И вот подобная “мелочевка” заблокировала таможню, создав проблему. К тому же наносится удар по престижу России, где не могут обеспечить нормальную работу почты.
— Но причем здесь стандарты?
— Как то есть при чем? А почему какие-то детали покупают за рубежом? Потому что в России их не производят. А технику надо ремонтировать здесь. Но в открытом государстве таможня исчезнет за ненадобностью, начнется конкуренция технически очерченных территорий, специализированных под мировые бренды.
— Давайте все-таки вернемся к той мине замедленного действия, которая, на ваш взгляд, заложена в поправках закона “О техническом регулировании”.
Читаем ст. № 13 базового закона. “К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке, классификации, общероссийские классификаторы, технико-экономическая, социальная информация, стандарты организаций.
И вот поправки.
“Статью 13 дополнить абзацем следующего содержания:
2. Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации”.
На территории СССР действовали единые госстандарты и все их соблюдали. Теперь можно поздравить разработчиков с тем, что семь лет переходного периода закончились решительным прорубанием дверей в Европу и Азию из суровой крепости советских ГОСТов.
— Это логика развития. До 1917 года в царской России активно применялись технологии немецкие, английские, французские. И, естественно, использовались стандарты зарубежных стран. Но надо понимать, как жила царская Россия. Специалист мог быть сегодня здесь, завтра в Варшаве, послезавтра в Париже. Потом он отдыхает в Берлине. Потом в Лондоне беседует со своими коллегами. Такие люди свободно владели несколькими иностранными языками и делали доклады на конференциях на языке собравшейся аудитории. Была единая инженерно-научная среда. И проблема — чьи стандарты использовать — никакого значения не имела.
— Золотой век стандартизации!
— Наступил советский период. Зарубежные контакты были ограничены, промышленность стала ориентироваться только на свои стандарты. Но чтобы не было разрыва в техническом прогрессе, поскольку страна закупала американское, немецкое, английское, шведское оборудование, зарубежные стандарты стали переводиться на русский язык. И они становились советскими стандартами. Вся советская система стандартизации основана на западных технологиях.
Из-за недостатка квалификации некоторые современные специалисты этого не понимают. Но это так. Советские стандарты — это, на самом деле, в значительной степени переведенные один к одному и адаптированные немецкие, французские, английские стандарты. Эта система действовала десятилетиями. И к 1990 году у нас сформировалась новейшая на тот момент система стандартов. Реформа ее началась в середине 60-х годов и продолжалась 30 лет. Многие стандарты были состыкованы с международными. Действовали у нас и стандарты СЭВ. Проблем в системе стандартизации у нас практически никаких не было.
В 90-х годах началось ее дальнейшее развитие, связанное с адаптацией новых стандартов. Все-таки СЭВ рассыпался. И то особых проблем не возникало. Все они появились с намерением России вступить в ВТО. Но и тогда решить их было довольно просто, гармонизировав с западными какую-то часть наших стандартов. Мы с вами неоднократно обсуждали это на страницах “Курса Н”.
Но разработчики закона “О техническом регулировании” решили сделать свою революцию, которая в отдаленном будущем могла бы, возможно, дать положительные результаты. Может быть, этот путь теоретически и был правильным, но только через сто лет развала. В результате система стандартизации в России оказалась разрушенной. И через 7 лет переходного периода самым актуальным становится вопрос об отмене закона о техническом регулировании и начале тяжелого восстановительного периода.
— Можно запасаться лозунгами?
— Закон был разработан в связи с предполагаемым вступлением России в ВТО. Но нужен ли ВТО такой закон, а тем более серьезному иностранному бизнесу, если в Россию каждому иноземному государству можно будет теперь, коли не лень, приходить со своим уставом?
Начало статьи
|