Статья Бронфельда Г.Б. "Закон "О техническом регулировании" и его возможные негативные последствия"

___Новый закон «О техническом регулировании» принят во втором и третьем чтении в декабре 2002 г. Госдумой, подписан Президентом и вступает в силу с 1 июля 2003 г. ( http://www.a3g.ru/association/legal/001-Zakony/fz184_27dec2002.htm ). На мой взгляд, этот закон будет иметь исторические последствия и сравним по воздействию на Россию в 21 веке с конституцией РФ, принятой в 1993 г.
___Когда появились сообщения о проекте этого закона, то мне эта идея понравилась, т.к. последняя реформа в области стандартизации была в 60-х годах. Решения, заложенные в 90-е годы законом «О стандартизации» были реакцией на исчезновение СССР.
___Вообще обсуждать эти проблемы скучное дело, и это чувствует читатель любого материала по стандартизации и любой инженер, который сталкивается с этими требованиями в работе. Мы - перед стандартом - в положении ученика школы, которому учитель может поставить двойку за неправильный наклон буквы или не там поставленную запятую.
___Проект закона назвали «радикальным» - министр Г.Греф, «чрезвычайно важным» - премьер-министр М.Касьянов, «ускорением» - начальник экономического управления Президента РФ А.Данилов-Данияльян, «революционным» - депутат С.Генералов, «еще никогда не принимался столь радикального свойства закон» - депутат Н.Ниткитчук.
___Где революция, там – потрясения, но нам, по-моему, хватит экономических кризисов начала 90 – годов и 98 г., прошедших в стране.
___С чего же все началось - с проблемы вступления России в ВТО.
___«Соглашения по техническим барьерам в торговле», принятые в ВТО, гласят[Машиностроение.Энциклопедия. Стандартизация и сертификация в машиностроении. Т.I – 5/Под общ.ред. Воронина Г.П. – М.:Машиностроение, 2000. – 656 с.]:

1. Стандарты должны носить рекомендательный характер, технические регламенты (ТР) – обязательный. ТР – это вариант обязательного стандарта. У нас пока все действующие в стране ГОСТы обязательны;

2. Национальные стандарты должны целиком или в определенной их части соответствовать международным стандартам. В развитых странах уровень гармонизации национальных стандартов (т.е. соответствия международным) составляет около 50%. Уровень гармонизированных стандартов, в рамках СНГ, достигает 90%. И о СНГ, кстати, тоже нельзя забывать;

3. В стандартах должны отражаться требования к эксплуатационным, а не конструктивным или описательным характеристикам.
Стандартизация в России обеспечивает: безопасность продукции и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость продукции; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем науки, техники и технологии; единство измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов с учетом риска природных и техногенных катастроф; обороноспособность страны.

___Т.е. стандартизация обеспечивает поддержание технической культуры в стране, которая нас кормит, лечит, возит, греет, спасает, защищает, дает работу и возможность, вообще, что-то сделать.
___Система стандартизации и в СССР и в современной России постоянно развивалась и активно использовала международные стандарты. Конечно, в последние 10 лет денег на эти цели выделялось мало и мы медленно создавали условия для вхождения в мировой рынок и ВТО.
___Эта проблема известна давно, к ней готовились и буквально небольшие изменения существующего закона «О стандартизации», а главное выделение денежных средств, решили бы эту проблему.
___Но с графиком подготовки вхождения , по-видимому, правительство не справилось. Решили, как всегда, - объявить систему стандартизации, создававшуюся 100 лет в России десятками миллионов специалистов – необязательной (большей частью) и на почти пустом месте за 7 лет создать быстренько новую. Причем, что получится из этого, мы узнаем в будущем, правда, если доживем. Это можно сравнить с тем, что вместо постепенной перестройки такого города, как Н.Новгород, - его снести за один день, оставив 1,5 млн. жителей без жилья, работы, тепла и питания, а через 7 лет они получат нечто, которое никто не знает.
___Сложно поверить, но именно такую немыслимую ситуацию для технической культуры в стране и, соответственно, для нас всех, предлагает Закон. Поэтому его и называют «революционным».
___Также провозглашаются цели дебюрократизации и снятия лишних ограничений для бизнеса. А получилось - наоборот.

___Рассмотрим некоторые статьи закона и приведем только некоторые ключевые замечания.

___1. Ст.5. « 1. …в отношении оборонной продукции …. Обязательными являются … требования …, установленные федеральными органами …»
___Видимо существующая система ГОСТ и ОСТ сохраняется для оборонки, но появится новая для других отраслей (в результате вся система стандартизации резко усложнится, а число стандартов и систем стандартов увеличится, а не уменьшится). Оборонка и гражданские отрасли будут теперь изолированы друг от друга надолго и на оборонку лягут затраты поддержания большей части прежней системы стандартизации (себестоимость отечественных вооружений резко подскочит).
___Кроме того, новые национальные стандарты для гражданских отраслей когда-то (через 10-15 лет) будут хорошо состыкованы с международными стандартами по ИСО и окажется, что оборонка будет отставать в техническом уровне даже в от гражданских отраслей в России.
___Кто хочет поставлять в оборонку, будут вынуждены выпускать продукцию двух стандартов, как уже было в СССР, и от чего смогли уже начинать уходить;

____2. Ст.9, п.1. « ТР принимается … в порядке, установленном, для принятия федеральных законов …»
Ст.7, п.8 «Международные стандарты … могут используются полностью или частично в качестве основы для разработки … ТР»
«Ст. 9., п. 1. Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо».

____Отечественный рынок в ключевой области стандартизации отдается на милость западных компаний (у них намного больше денег), а наши вынуждены будут подстраивать под западные стандарты, даже если они и хуже наших (с разорительными затратами) или разорятся .
____3. Неожиданно для всех, вначале появится с 1.07.2003 г. три системы стандартизации:
- ГОСТ (ГОСТ Р) и ОСТ - обязательные для оборонки и их поставщиков;
- ГОСТ (ГОСТ Р), необязательные для гражданских отраслей и постепенно преобразуемые в национальные стандарты, гармонизированные с ИСО;
- стандарты ИСО, а также стандарты других стран и международных организаций, тоже необязательные для нас (но обязательные или практически обязательные для них – других стран), но которые можно применять на территории РФ. Потом постепенно в течение 7 лет появятся около 700 ТР, обязательных для исполнения, которые фактически станут 4 системой стандартизации.
___Все эти 4 системы стандартов, включающие десятки тысяч стандартов (а может быть и более), включая тысячи иностранных, будут крайне сложным образом связаны и переплетены друг с другом. Абсолютное большинство предпринимателей и торговцев потеряют уже всякое представление о том, что надо и не надо.

___4. Поскольку ТР будет около 700, принимаются Госдумой или Правительствам, то в ближайшие десятилетия они только и будут ТР заниматься. Регламенты весьма объемны. Все знают, что у нас творится с системой бухгалтерского и налогового учета – непрерывные изменения и тоже через закон. Но в этих документах по сути варьируются всегда несколько десятков параметров . А здесь речь идет о продукции, которая может поступать со всего мира, модели могут обновляться каждый квартал и постоянно появляются новые технологии и технические требования. В каждый ТР постоянно будут вноситься сотни и тысячи изменений. В стране возникнет гигантский бюрократический аппарат, занимающийся только созданием ТР, их корректировкой и наблюдением за нами (один с сошкой – семеро с ложкой). В стране уже существует НП «РОССИСПЫТАНИЯ», куда входит 3000 организаций и они еще приглашают к себе членов.
___Под флагом дебюрократизации создается новая бюрократическая машина – куда то надо будет девать специалистов из разоряющихся предприятий;

___5. Ст.7, п.11. « Правила и методы …испытаний… и измерений, необходимые для применения ТР, разрабатываются … федеральными органами …в течение полугода с дня … опубликования ТР … и утверждаются Правительством РФ»
___Еще один сложный и разорительный пункт для России. Мне пришлось в конце 70-х годов разрабатывать специальный испытательный стенд для двигателей на ГАЗе. Так они в течение 15 лет не смогли ни нам оплатить, ни импортный такой приобрести, не исключаю, что и до сих пор нет. Нас ждет похожая ситуация – будут ТР, а чем проверять неизвестно;

___6. Ст.46. п.1 и ст.8. п.4 Закона.

___ Допустим сейчас при использовании Вашей продукции, что-то произошло, и погибли люди. Если у Вас все сделано по ГОСТу, то ответственности Вы не несете. Если после 1 июля это произойдет, то вступают в силу указанные статьи Закона. Ведь большинство ГОСТов не отменяются, а становятся необязательными. И Вы изготовитель и продавец отвечаете за последствия, т.е. Вы должны предпринимать действия, чтобы этого не произошло.
___Таким образом, Закон создает новые условия для осуждения почти любого руководителя или предпринимателя, в т.ч. и специально создав(кем либо) эти условия.
___Если Ваша продукция сделана по международным стандартам – тоже самое.
___Но если в Вашей продукции будут использоваться компоненты и по ГОСТ и по другим международным стандартам – это хуже всего. Их совместное применение может быть обусловлено только специальными дорогостоящими исследованиями, которые проведены только для небольшого числа случаев.

___7. О кадровой стороне. Хорошо известен факт, что технически подготовленные кадры в стране постепенно стареют, получают в среднем немного и их численность постепенно падает. Закон сразу делает их знания и опыт устаревшими и ненужными, в т.ч. и части уже обученной молодежи. В принципе этот процесс неизбежен, но где взять новых работников и гигантские деньги для их переобучения и кто их будет переобучать – ведь их знания тоже во многом устарели;

___8. Реализация Закона просто не продумана с юридической точки зрения (см. Приложение).

___9. Кстати, все контролирующие органы по закону на месте. И теперь они покажут бизнесу, в первую очередь, малому, со своими регламентами наперевес - кто в доме хозяин. Вот тут уж коррупция расцветет.

___Подчеркиваю, Закон в таком виде может вызвать - неконтролируемые нарушения связей в неизвестных местах и в неизвестное время для есятков тысяч из сотен тысяч хозяйствующих субъектов и привести к серьезным проблемам для российской экономики.

В тоже время будет несколько волн проблем в связи с Законом.

___1 волна – сумеет ли российские технические специалисты адаптироваться без потерь к хаосу в системе стандартизации?

___2 волна – сумеет ли российские предприниматели адаптироваться без потерь к хаосу в системе стандартизации, который приведет к хаосу в системе сертификации?

___3 волна – сумеют ли российские руководители адаптироваться без потерь к хаосу в системе стандартизации, который приведет к проблемам со срывами поставок, проблемам с качеством продукции поставщиков и незапланированным большим дополнительным затратам, связанным с изучением, обучением, разработкой и внедрением новой системой стандартизации?

___4 волна (где-то через 2-3 года) – сумеет ли российское государство адаптироваться к тому, что Госдума будет почти полностью заблокирована работой над ТР и их изменениями?

___5 волна (где-то на 4-5 год) – сумеет ли российское государство адаптироваться к тому, что Госдума будет придумывать и вносить в ТР пункты, которые будут или сразу разорять целые отрасли или на смех ставить страну передо всем миром?

___6 волна (через 7 лет) – сумеет ли российское государство существовать на современном уровне на остатках старой и несделанной новой системе стандартизации (ведь уже сейчас говорят, что за 7 лет несколько сот ТР и несколько десятков тысяч НС не принять)?

____Один законов Мэрфи гласит «не думайте что сейчас плохо, - будет еще хуже».

____Есть определенная группа ученых, специалистов и руководителей, которые активно выступили против принятия закона в такой форме. Например, выступили против авиастроители ( http://avnews5.chat.ru/i/i020611a.htm ), транспортники ( http://wwww.cbsw.ru/cgi-bin/cbnews.cgi?func=gettrext&idx=907 ) и др.
Со статьей «Готовится закон о деиндустриализации» в газете «Независимая газета» №38, октябрь 2002 г. выступил С.Сокут (http://www.reglament-np.ru/work/articles/deind_zakon.pnp ), мое интервью с разъяснением возникающих проблем опубликовано в нижегородском еженедельнике «Курс», №44, октябрь 2002 г.( http://www.kurs-n.nnov.ru/ ) .
____Не надо думать, что кризис разразится сразу после 1.07.03. Он будет разворачиваться медленно, проявляться в основном, через усиление другие проблем, например, через ЖКХ, проблемы с энергетикой, усиление техногенных катастроф и т.д. Серьезно этот кризис начнет себя проявлять себя со следующего года перед президентскими выборами с пиком где-то через 3-4 года.
____В результате произойдет новый наиболее крупный передел собственности после начала 90-х годов в пользу западных, китайских и японских компаний.
____Еще есть время предотвратить развитие новой кризисной ситуации.

октябрь 2002 г.

ПРОДОЛЖЕНИЯ

ПРОДОЛЖЕНИЕ 1

___Как вы уже, наверное знаете, вице-премьером по промышленной политике назначили Б.Алешина.

___Ситуация вокруг скромного Закона «О техническом регулировании» пока начала развиваться по худшему из сценариев, о чем я не предполагал. Теперь становится понятно, почему Клебанова, в свое время, убрали из вице-премьеров.

___Это назначение означает:

___1. В руководстве страны втихую идет острейшая борьба о путях развития страны, но пока побеждают далеко не самые компетентные.

___2. Острейший кадровый кризис у Путина. Странно назначить на эту должность человека, который на посту Госстандарта отличился только тем, что успешно разваливает систему стандартизации в стране, которая до него последовательно создавалась в России не менее 100 лет десятками миллионов специалистов и ученых, начиная с царских времен. Б.Алешин лично отвечал и отвечает за ее поддержание. Против действий Б.Алешина в прошлом году, как видно из статьи С.Сокута, выступили большинство руководителей основных отраслей и министерств.

___3. Это говорит о решимости премьер-министра и Путина двигаться уже намеченным путем, невзирая ни на что. Причем оба они понимают, что ситуация здесь сложилась критическая – или отступать или двигаться вперед. Я лично в истории 20 века в России (СССР) не помню случая, чтобы руководителей страны так подводила интуиция, а премьер-министры (председатели правительств, имея в подчинении море специалистов) вообще так никогда не ошибались. Ленин после провала политики «военного коммунизма» ввел НЭП, Сталин, когда коллективизация стала захлебываться, несколько ослабил нажим (статья «Головокруженье от успехов»), Кириенко перед кризисом 1998 г. что-то пытался исправить, но неудачно. На фоне текущих действий премьер-министра и Путина – Б.Ельцин и все его премьер-министры, особенно Черномырдин (который не раз отменял свои же неправильно принятые решения), - просто столпы мудрости и интуиции.

___4. Поскольку Путин, как правило, своих решений не отменяет, это означает, что Б.Алешина заменят, в лучшем случае, только через год после президентских выборов. У Путина солидный запас прочности – его выберут. За год незаметный механизм разрушения промышленности и экономики с помощью Закона «О техническом регулировании» свое черное дело сделает. Самое идеальное правительство в следующие 4 года сможет лишь несколько ослабить эти разрушительное последствия.

___Основной вывод, к сожалению, такой, - всем придется затягивать пояса, включая предпринимателей, руководителей предприятий и население, и ждать, что будет через 5 лет.

___5. Конечно, может получиться по-другому (1 вариант из 100), что Б.Алешин наоборот начнет тормозить введение Закона в действие (он прекрасно понимает, что он означает, - большинство основных специалистов данного направления в стране у него в подчинении). Но что значит наличие в руководстве страны человека, который предал свое направление (за которое он отвечает, даже если втихую он начнет его исправлять) на глазах у всей страны. Какие решения он дальше будет принимать, о которых мы уже, может быть, узнаем лишь через 20 лет?

ПРОДОЛЖЕНИЕ 2

___1. Мне давно ясна была ситуация с промышленностью, но не ясна ситуация со строительством, а сам я не строитель. Но вот опубликовано интервью с зам. госкомитета по строительству г-ном А.Петраковым (статья в «Российской газете», 7.03.03, http://www.gosstroy.gov.ru/pressa.htm ). Вот выдержка :

«- Простите, но с 1 июля начинает действовать Закон "О техническом регулировании", который отпускает на "волю" до 80 процентов всех ГОСТов и СНИПов. Интересно, на какие правила и стандарты будут ссылаться те, кто попытается доказать, что строители допустили брак?
- Закон о техническом регулировании принес нам большую головную боль. По закону каждый строитель вправе разработать свои нормы и правила и защитить их в Правительстве и Госдуме. Это немыслимо. Поэтому Госстрой вынужден сегодня разрабатывать ведомственный технический регламент, чтобы каким-то образом регулировать строительство.»

___А Вы можете представить себе новый ТР по строительству, который заменит несколько тысяч нормативных документов для строительства. Но только чтобы потом все не разваливалось и людей не давило.

___2. Статья Р.Ямбаевой Стандартное положение в газете «Коммерсант», №18, 4.02.03,
http://www.rsm.net.ru/main.php?par=4.4
Ситуация начинает проясняться и не только с тем, что происходит, но и с тем, что было в прошлом году.

___Привожу некоторые выдержки с моими комментариями (МК):

«Хотя позиция правительства к моменту внесения была в целом согласована, противники закона перенесли споры в Думу. "Мы столкнулись с огромными проблемами, критика была подчас очень агрессивной",- комментирует ход обсуждения проекта документа глава Госстандарта Борис Алешин».

___Т.е. сопротивление специалистов и руководителей в 2002 г. было достаточно массовое, а не надуманное мною (МК).

« Большинство же оппонентов Госстандарта считали, что утверждение регламентов в Госдуме займет массу времени и туда попадет огромное количество норм, полностью искажающих их суть»

___Еще многие из Вас будут ненавидеть Закон «О техническом регулировании». Причем только за этот пункт, если он останется в силе. Ведь депутаты Госдумы , мало за что отвечающие (а как коллектив – не отвечающие вообще ни за что) могут вносить в ТР под влиянием сиюминутных соображений пункты, которые Вас как потребителя, производителя или продавца будут заставлять идти или на ненужные затраты или причинять неудобства или просто выставлять посмешищем перед всем миром (МК).

« их можно вводить не только федеральными законами, но и постановлениями правительства, а также, в форсмажорных ситуациях, указами президента. Однако задним числом закон все равно должен быть обязательно разработан. ”Ho принятие обязательных требований на уровне отраслевых министерств и ведомств мы не допустили",- удовлетворенно отмечает господин Алешин.»

___А зачем вообще нужны органы управления в государстве, если они ничего не имеют право делать? Предлагается такой уровень централизации управления в государстве, когда тысячи вопросов, ежедневно решаемых в стране на совещаниях чиновников и специалистов в тиши кабинетов, - выносятся на уровень Правительства и Президента. До такого централизации не додумывались даже в СССР (МК).

«Разработчики называют закон "дамокловым мечом для промышленности"»

___Без комментариев

«Представители металлургической отрасли (даже ключевых предприятий отрасли): могли только очень туманно сформулировать свою точку зрения на новую систему техрегулирования. То же наблюдаюсь с машиностроителями, в том числе предприятиями автопрома, для которых нормы экологической безопасности машин в ближайшее время создадут существенные ограничения по работе не только на международном рынке, но и внутри страны. Глава Госстандарта рассказал "Ъ", что высокопоставленный "энергетический" чиновник, придя к нему обсудить последствия введения закона, в конце беседы невозмутимо пояснил, что "не читал его и не собирается".»

___Без комментариев.

«При этом участники отдельных отраслей продолжают активно возмущаться его содержанием и после принятия. В первую очередь это касается авиапромышленников. Внимательно ознакомившиеся с документом авиастроители предрекают трудности не только себе. В Межгосударственном авиационном комитете (МАК, одна из ключевых сертификационных организаций авиапрома) "Ъ" заявили, что теперь придется "перетряхивать" всю систему стандартов, начиная с материаловедения, и ни к чему хорошему это не приведет»

___Без комментариев

«в Госстандарте называют перемены всего лишь "правовым упорядочиванием и узакониванием". А вот для непосредственных субъектов процесса стандартизации и сертификации реформа обернется гораздо более ощутимыми последствиями»

___Без комментариев

«Объединяйтесь для выживания»

___Без комментариев

___Из интервью г-на Б.Алешина, прилагаемого к данной статье

« Сейчас ГОСТы необязательны. Любой бизнесмен, решивший предъявить претензии к этой системе через суд, процесс выиграет»

___Г-н Алешин еще и к хаосу призывает в переходный период, вместо того, чтобы не советовать бизнесменам дергать ситуацию, пока она не застабилизируется (МК)

«- Наиболее активными противниками закона были представители авиапрома. Почему?
- Просто потому, что в сфере разработки и производства авиатехники нет ни одного федерального закона. Так, в авиапроме - около 9 тыс. отраслевых стандартов. Но всем, кроме них самих, известно, что после введения в 1993 году законов о защите прав потребителей, стандартизации и сертификации полностью изменилась система установки обязательных требований. Они публиковались в вестниках Госстандарта и были ГОСТами. Все стандарты авиастроителей оказались нелигитимными»

___Г-н Алешин нас еще и к катастрофам толкает, ведь самолетами ежегодно летают миллионы граждан. Почитайте резкий ответ на эти заявления Анатолия Круглова, председателя комиссии по сертификации и авиационным правилам (авиационного регистра) Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который также приведен на этой ссылке (МК)

___3. Теперь несколько о мнениях предпринимателей об общей ситуации на форуме Всероссийской организации предпринимателей «ОПОРА» ( кстати сейчас создается «ОТПОР»), http://www.opora.ru/ . Вот перечень названий последних (на утро 21 мая) 6 из 11 активно обсуждаемых тем:

-«Россияне живут во враждебном государстве» (6 высказ.)
- «Поразительно – при столь отвратительном управлении во власти не находится достойных…» (13 высказ.)
- «Минздрав приказал фармацевтам долго жить» (20 высказ.)
- «Беспредел Краснодарской таможни» (33 высказ.)
- «В предверии хаоса» (16 высказ.)
- «А не объединиться ли малому бизнесу на основе левых – коммунистических идей» (62 высказ.)

___Общий вывод у меня пока такой - руководство страны никак не научится правильно реагировать на предложения и претензии предпринимателей и специалистов. Даже эта проблема (сама по себе) вызывает неизбежно появление кризисной ситуации.
___Мы уже достаточно давно живем в рыночной экономике, у нас нет генерального секретаря, правящей партии КПСС, и мощного централизованного управленческого аппарата. А вот периодические кризисы являются неотъемлемым приложением рыночной экономики. Но только надо уметь их предвидеть, предотвращать и умело выходить из них. Миллиону предпринимателей и юридических лиц нельзя приказать. Их интересы можно только учитывать, соблюдать, поддерживать и направлять. Только тогда в экономике реально возможен длительный устойчивый рост, а не очередной кризис (неожиданно, как у нас зима обычно приходит для городских служб).

«Однако, вероятно, споры вокруг него (речь идет об обсуждаемом Законе, МК) только начинаются». С этой фразой из статьи Р.Ямбаевой я полностью согласен.

ПРОДОЛЖЕНИЕ 3

___1. В работе Госдумы летний перерыв, т.е. ввод Закона в действие уже никто не остановит.

___2. Все более широкий круг специалистов и организаций подключается к работе над реализацией Закона и начинает расти гора проблем, которая в конце концов начнет раздавливать российскую экономику

___2.1. У строителей : статья О строительном нормировании и федеральном законе «О техническом регулировании»
http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2024

___2.2. У медиков :
___Публикация "Новый закон - новые проблемы ?" отражает мнение директора Института стандартизации лексредств НЦ экспертизы средств медицинского применения Минздрава РФ В.Л. Багировой, которая считает, что существующие в России правила полностью отвечают международным и "отступать от них мы не имеем права".
___В статье "Новый ОСТ. Кому нужна спешка?" С.С.Завидовой - юридического советника КонФОП - отражено мнение правоведа, детально и объективно анализирующего только что введеный Минздравом РФ в действие ОСТ, находящийся в противоречии как с существующим законодательством РФ, так и с вступающим в силу "Законом о техническом регулировании". http://www.gnc-antibiotics.com/whereabouts.htm

___2.3. У нефтегазостроителей:
___Выступление Главного научного консультанта Российского Союза Нефтегазостроителей, Заслуженного деятеля науки и техники РФ, д.т.н., профессора О.М. Иванцова на конференции "О применении Федерального закона "О техническом регулировании" в топливно-энергетическом комплексе", «ОБ УЧАСТИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТЭК В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РФ "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ"»

___Проф. О.М.Ивацов, казалось бы, поддерживает в выступлении введение Закона, но указывает на новую ситуацию (о которой я тоже предупреждаю):

___«Вызывает недоумение желание зарубежных компаний непременно руководить процессом гармонизации российских и зарубежных норм и стандартов»
http://www.rosngs.ru/news11.html

___А ведь это только самое начало процесса. И как теперь глядится в этом свете новая информация:

___3. «Для разъяснения многочисленных вопросов, возникающих в связи с введением нового Закона, Госстандарт России совместно с Немецким Институтом Стандартизации (DIN) и Союзом промышленников Германии (BDI) организует Форум – «Федеральный Закон «О техническом регулировании» – способности влияния на бизнес», который состоится 30 июня – 1 июля 2003 года в Берлине. Для участия в Форуме приглашаются промышленники и предприниматели обеих стран, которые обсудят наиболее важные проблемы основных направлений бизнеса за тематическими Круглыми столами.»

http://palata.orel.ru/rus/t_delovoe_obrazovanie/do/2003/07/01.shtml

___Естественно большинство критиков Закона в Берлин не попадут, а как знают Закон некоторые из потенциальных участников этого форума хорошо было сказано в статье в Литературной газете и приложении к ней http://www.rsm.net.ru/main.php?par=4.4

А куда переселят Госдуму на 7 лет, когда она начнет практически обсуждать и принимать сотни технических регламентов, каждый из которых скорее всего будет иметь размер в несколько томов, а их изменения каждый год по практике использования ?

ПРОДОЛЖЕНИЕ 4

___К сожалению, события стали разворачиваться несколько быстрее, чем я предполагал.

___Вот и наступило 1 июля, произошли первые события и ссылки на новый Закон (в принятом виде) и он сразу продемонстрировал свою беспомощность и способность только запутать ситуацию, вместо того, чтобы направить решение проблемы в нужное русло.

___Обратите внимание на тему на форуме всероссийской организации предпринимателей «ОПОРА» «Минздрав приказал фармацевтам долго жить» http://www.opora.ru/forum.pl?action=read_forum&id=491&in=20&from=1
посвященной проблеме, возникшей у малых предпринимателей, занимающихся продажей лекарств (а потом они возникнут у большинства населения страны), в связи с вводом в действие отраслевого стандарта Минздрава России об отпуске лекарств. Здесь уже пошли в дело обращения коллективов предпринимателей ряда регионов к губернаторам, в министерства, председателю Правительства, Президенту.

___Я здесь не буду занимать чью-то сторону, в вопросах работы аптек я не специалист, не в этом дело. До 1 июля это был конфликт (один из многих в России), который мог бы относительно нормальным путем разрешен и даже из ответов, например, МАП, мог бы быть разрешен. Но здесь впервые после 1 июля в правоприменительном аспекте упомянут Закон «О техническом регулировании»

Оказалось:

___В ответе Министерства экономического развития и торговли за подписью первого заместителя министра М.Э.Дмитриева сказано, что в связи c вступлением в силу с 1 июля 2003 года Федерального закона "О техническом регулировании" Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденный Приказом Минздрава России N 80 от 04.03.03 г., сохранит императивность (обязательность) требований только в отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а в отношении требований к оказанию услуг будет применяться на добровольной основе.

___Обратите внимание, что Минздрав России предлагал отложить вступление Закона в силу ( http://www.btm.ru/news/?338 ) и внести в него изменения.

___Так что же теперь - Минздраву страны прекратить свою координирующую роль в стране? А ведь от ее роли в оказании врачебных услуг населению зависит жизнь миллионов людей страны. Нам что мало пронесшейся мимо угрозы эпидемии «атипичной пневмонии»? Нам надо, чтобы обязательно несколько сот тысяч в стране умерло от чего-нибудь? Неужели можно все пустить на самотек?

___О каком росте экономике в стране можно говорить? Новый этап развала в связи с новым Законом съест усилия других, которые обеспечивают этот реальный рост в стране. В советские времена был крен в попытках все зарегулировать (хотя они постепенно ослабевали), сейчас продолжается усиление крена в снятие всяких ограничений, что ведет уже просто к возникновению абсурдных ситуаций.

___Здесь пока демонстрируется усиливающая беспомощность руководящих органов власти решать возникающие проблемы в полезном для развития страны русле без возникновения очередных кризисов. А уж экономический кризис последует за кризисом власти, если она не справится со своими проблемами.

___Еще раз напоминаю, ситуация с Законом «О техническом регулировании» - это искусственная ситуация, связанная лишь с попыткой скорее вступить в ВТО. Об этом, в частности, упомянул в интервью г-те «Известия» от 16.05.03 Б.Алешин. Подчеркиваю, даже небольшие изменения в текст Закона (но весьма существенные по содержанию), могли бы сделать его минимально приемлемым.
___А ведь это только первая ситуация, связанная с применением Закона, дальше последуют, теперь это ясно, – череда новых событий.


ПРОДОЛЖЕНИЕ 5

___1. Новый Закон создает неразрешимые проблемы по мнению бизнес – юриста Лусникова с сертификацией для многих малых предприятий
http://www.lusnikov.com/index.phtml?fl=body&st=20030710021647

___2. Новый Закон вызывает серьезные проблемы в строительстве, в первую очередь, снижение безопасности строительных сооружений.
Комментарий специалистов в статье «О строительном нормировании и федеральном законе «О техническом регулировании»

http://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=2024

В статье использованы материалы Управления технормирования Госстроя России (В. В. Тишенко, В. А. Глухарев).

___Вот некоторые выдержки из статьи :

«Для строительной отрасли введение в действие указанного закона может привести к достаточно серьезным последствиям не только в области строительного нормирования, но и в отношениях между заказчиком и подрядчиком: начиная с договорных обязательств и кончая приемкой объекта в эксплуатацию.»

«Безусловно, что процедура принятия обязательных технических норм по безопасности, например по вентиляции вредных производств, будет чрезвычайно усложнена по сравнению с существующей. «

«Представляется, что такой порядок без дополнительных мер не может обеспечить необходимый технический и профессиональный уровень требований регламентов по строительству.»

«Очевидно, что регламентация обязательных требований в исчерпывающем объеме всех необходимых требований к зданиям, инженерным системам и их монтажу, материалам и оборудованию и т. д. на уровне Государственной Думы трудно осуществима. Тем более что в строительстве, в связи с невозможностью проведения прямых испытаний зданий и инженерных систем, безопасность часто регламентируется большим числом косвенных характеристик.»

«Необходимо сохранить систему строительных норм и правил как традиционную для России и известную за рубежом систему нормативных документов по строительству, постепенно реформируя законодательную основу этой системы.»

«Применение такого «облегченного» контроля и надзора в строительстве приведет к снижению уровня безопасности зданий и инженерных систем. Государственный надзор за безопасностью в строительстве в настоящее время начинается с экспертизы проектов, ведется на всех стадиях строительства как надзор за выполнением «скрытых работ» и продолжается в процессе эксплуатации.»

« Закон не устанавливает обязательности финансирования разработки технических регламентов и национальных стандартов за счет средств федерального бюджета»

ПРОДОЛЖЕНИЕ 6

___Всегда меня наши чиновники поражают умением выкрутиться из самых немыслимых ситуаций. Оказывается система национальных стандартов, которые было предусмотрено разработать в соответствии с Законом «О техническом регулировании» досрочно за 7 лет до истечения срока у нас уже есть.

___Принято постановление Госстандарта РФ от 27 июня 2003 г. N 63 "О национальных стандартах Российской Федерации"
___«Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, выполняя функции национального органа Российской Федерации по стандартизации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 316 "О мерах по реализации Федерального закона "О техническом регулировании", постановляет:
___1. Со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании": признать национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации;
___впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов осуществлять применение действующих государственных и межгосударственных стандартов в добровольном порядке за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
___2. Признать целесообразным до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения "ГОСТ" и "ГОСТ Р", предусмотренные ГОСТ 1.5-2001 … ГОСТ Р 1.5-92 …»

http://www.anobti.ru/arc/2003/082300.shtml

___Шаг, на мой взгляд умный, надо страну как-то спасать от новой напасти, вызванной этим Законом. И хотя напряженность и неясность несколько снижается, но основные вопросы пока остаются и добавляются новые. А кто все-таки будет отвечать за новые национальные стандарты и кто все-таки будет приближать наши стандарты к международным? Ведь государство по Закону уходит из области разработки и доработки национальных стандартов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1: С ГОСТАМИ НЕЛЕГКО РАССТАТЬСЯ. ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ ЗАКОНА "О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ" МОЖЕТ БЫТЬ ОТЛОЖЕНО ( http://www.btm.ru/news/?338 )

____Федеральный закон "О техническом регулировании", созданный с целью замены устаревших ГОСТов и подписанный президентом 27 декабря прошлого года, по всей видимости, принесет еще немало хлопот правительству. Обсуждая его дальнейшую судьбу, Минздрав и Минэкономразвития пришли к выводу, что к 1 июля закон вряд ли заработает. И для этого есть не одна веская причина.

___По словам замруководителя департамента регулирования предпринимательской деятельности МЭРТ Марины Глазатовой, законом предусмотрены 18 постановлений правительства, которые должны обеспечить его реализацию. "Даже если мы будем писать по одному постановлению в день и напишем их к концу марта, к июлю действующего закона не будет", — говорит г-жа Глазатова. Пугает МЭРТ и то, что замена законов "О сертификации и услуг" и "О стандартизации" законом "О техническом регулировании" неизбежно влечет за собой внесение изменений в 119 федеральных законов и 847 постановлений правительства, которые уже сейчас находятся в противоречии с новым законом.
___С г-жой Глазатовой согласен первый замглавы Минздрава, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко: "Я предлагаю уже сейчас вносить поправку в закон относительно семилетнего срока принятия технических регламентов. С теми темпами, с которыми мы начинаем работать, мы ничего не успеем".
___Прежде всего технические регламенты будут определены для продуктов питания. Но в этом направлении еще ничего не сделано, даже не создан координационный совет. Всевозможные ассоциации со страхом реагируют на разработку технических регламентов.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО СТАТЬЕ

____В стране сотни тысяч людей, которые непосредственно отвечают или имеют финансовые возможности предотвратить кризисные явления в связи с этим Законом. Среди них – депутаты Госдумы и члены Федерального собрания, Президент Путин, члены Правительства, администрация Президента, депутаты законодательных собраний областей, губернаторы и министры областей, мэры крупных городов и депутаты городских законодательных собраний, директора крупных и средних предприятий и их ведущие специалисты, политические партии и их отделения в регионах, новые кандидаты в депутаты в Госдуму, средства массовой информации ведущие ученые и специалисты страны, крупные собственники и крупные акционеры предприятий, которые будут разоряться, имногие другие.

Если им не удастся, тогда, как обычно, десяткам миллионов рядовых специалистов, рабочих и мелких предпринимателей придется спасать (и одновременно спасаться самим) ситуацию в России.

Как поведет себя каждый их них непонятно: по какому стандарту работать, как работать хорошо или плохо, воровать или не воровать, грабить или не грабить, обманывать или не обманывать, вообще работать или не работать (кормиться за счет государства), а может вообще из страны уехать на 20 лет пока все наладится?
___Я буду рад ошибиться, но считаю, что если есть 1 шанс из 100 такого плохого развития ситуации в России - его допустить нельзя. Нет никаких объективных оснований в развитии ситуации в данном направлении.


Главная страница

Обращение к Президенту РФ об отмене Закона "О техническом регулировании"

Интервью Бронфельда Г.Б. За бортом, статья Цветкова В.И. Призрак в законе, статья Цветква В.И. Болт с гайкой сами не договорятся

Инвервью Бронфельда Г.Б. А дальше.... ПУТЬ В НИКУДА , статья Цветкова В.И. Гармонизация как бег с препятствиями

ПРОДОЛЖЕНИЕ статьи Бронфельда Г.Б. Закон "О техническом регулировании" и его возможные негативные последствия; Подборка с кратким анализом к.т.н. Бронфельда Г.Б. Закон "О техническом регулировании" и его негативные последствия. Часть 2. Развал российской системы стандартизации



Хостинг от uCoz