Подборка с кратким анализом к.т.н. Бронфельда Г.Б. Закон "О техническом регулировании" и его негативные последствия. Часть 2. Развал российской системы стандартизации
|
___Прошло 2 года с момента ввода Закона «О техническом регулировании» [1] (далее Закон). Ни одного технического регламента не принято, бизнес слабо принимает участие в разработке национальных стандартов и технических регламентов [2]. Отрицательную оценку процессу реализации Закона дали Правительство РФ [3], руководитель нового агенства Ростехрегулирование Г.Элькин [2], новый созданный на основе некоммерческого партнерства Национальный институт технического регулирования (НИТР) [4], всероссийский форум «Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации» [5]. Критику самого Закона и процесса его реализации со стороны российских специалистов и чиновников можно найти в [6].
___Вспомним некоторые этапы развития ситуации, приведенные мною ранее [6].
___Предполагалось, что будет несколько волн проблем в связи с Законом.
Рассмотрим первые.
___1 волна – сумеет ли российские технические специалисты адаптироваться без потерь к хаосу в системе стандартизации?
___Вначале сумели, просто не обращали внимания на Закон или не знали о нем.
___2 волна – сумеет ли российские предприниматели адаптироваться без потерь к хаосу в системе стандартизации, который приведет к хаосу в системе сертификации?
___Одни просто не обращали внимания на Закон или не знали о нем, а другие обрадовались – некоторое количество проблем с сертификацией уменьшилось.
___3 волна – сумеют ли российские руководители адаптироваться без потерь к хаосу в системе стандартизации, который приведет к проблемам со срывами поставок, проблемам с качеством продукции поставщиков и незапланированным большим дополнительным затратам, связанным с изучением, обучением, разработкой и внедрением новой системой стандартизации?
___Одни обрадовались и воспользовались хаосом, другие не заметили, а третьи так и не стали вкладывать деньги в стандартизацию и обучение людей работе в новых условиях.
___4 волна (где-то через 2-3 года) – сумеет ли российское государство адаптироваться к тому, что Госдума будет почти полностью заблокирована работой над ТР и их изменениями?
___Да они (Госдума и СФ) похоже даже боятся начать работу над техническими регламентами [7].
___Казалось бы не так уж плохо.
Но подведем итоги еще раз:
1. Госстандарт потерял свое ведущее положение и влияние и стал Агенством;
2. Сама реформа еле движется;
3. Технические регламенты не принимаются и похоже их просто боятся начать принимать (хотя проекты лежат в Госдуме);
4. Бизнес из-за дела ЮКОСа и других наездов активного участия в создании новых стандартов не принимает;
5. Единственное ведомство, которое активно практически пытается реализовывать Закон и разрабатывает множество национальных стандартов, а также технических регламентов, стало активно подвергаться нападкам за провал реформы, как со стороны Администрации президента, так и со стороны некоторых предпринимательских кругов [4,5,7];
6. Началась попытка создания в России совсем иной системы стандартизации, аналога, которой нет в мире, не было и в СССР, что заводит ситуацию уж совсем в тупик (все это потребует многих триллионов долларов на реализацию, 30-50 лет на внедрение и подключения сотен тысяч ученых и специалистов только на разработку на новых принципах десятков тысяч стандартов). Это видно из точки зрения НИТР (связанного с Администрацией Президента) [8] и позиции некоторых представителей предпринимательских кругов [9].
___Из этого, к сожалению, один вывод начался процесс развала российской системы стандартизации, в то время как наши конкуренты на Западе и Востоке активно развивают свои системы, а на этой основе развитие своих экономик.
___С некоторым опытом работы лишь в одном (из сотен направлений стандартизации) направлении можно ознакомиться в книге [10].
___Здесь, например, упоминается Европейский институт стандартов электросвязи (ЕТСИ), независимая некоммерческая организация. Только в период с 1998 по 2002 гг. они разработали 10800 стандартов и других нормативных документов.
___Вот так и живем. Они работают, а мы придумываем какие-то чудеса, чтобы поменьше работать, и топим специалистов, которые пытаются что-то реально делать и хоть как-то спасти ситуацию.
Литература
1. Закон «О техническом регулировании»
http://www.a3g.ru/association/legal/001-Zakony/fz184_27dec2002.htm
2. http://www.max.ru/db/politics/article_1244.html
3. http://feiga.ru/news/2003/12/000424/
4. О письме Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства Российской Федерации в Минпромэнерго России http://www.nitr.ru/?con=issue&text=nitrsopr
5. РЕЗОЛЮЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА "Реформа технического регулирования: идеология и практика реализации" http://www.nitr.ru/?con=issue&text=resoltr
6. Бронфельд Г.Б.Закон "О техническом регулировании" и его возможные негативные последствия" http://sirius-2.narod.ru/n513.html
http://sirius-2.narod.ru/n5131.html
7. Совет законодателей освоил технику регулирования, Коммерсант , № 93 от 25.05.2005, http://www.nitr.ru/?con=issue&text=zavcom
8. Система объектов технического регулирования технического регулирования и технических регламентов http://www.nitr.ru/?con=svz_lemma
9. Крюкова О.А.Реформа технического регулирования и стандартизации в России как механизм устранения административных барьеров
http://www.nitr.ru/?con=issue&text=rtrs
10. Симонов М.М., Ермилов В.Т. Гармонизация нормативного регулирования земных станций спутниковой связи. – М.:НИИР, 2004. – 643 с.
ПРОДОЛЖЕНИЕ 11
25.02.06. Наконец-то, через 2,5 года после ввода Закона.
12 октября 2005 г. постановлением Правительства РФ №609 (а не Законом, принятым Госдумой, как предполагался основной вариант в Законе о техническом регулировании) принят ПЕРВЫЙ специальный технический регламент " О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
В документе отражена экологическая классификация автомобильной техники в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ, приведены основные технические требования к характеристикам топлива для автомобильной техники, представлен перечень Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенной Наций, применяемых для целей данного регламента.
Уже известно, что в связи с этим ТР собираются свернуть производство "Оки".
ПРОДОЛЖЕНИЕ 12
11.05.07 г. Ситуация продолжает ухудшаться
___«В апреле прошлого года Председатель Правительства РФ М. Е. Фрадков при обсуждении, как выполняется Закон «О техническом регулировании», сказал: «Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности
….«К 2010 году, когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне».
___«На заседании президиума Совета по национальным проектам и демографической политике в ноябре 2006 года первый заместитель председателя Правительства РФ Д. А. Медведев сказал: «Новые регламенты не принимаются. Время решения этой проблемы вышло, и нужно спросить с тех, кто не обеспечил выполнение этой задачи… Наша задача – этот парад безволия прервать»
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1074&nomer=39
___«Уже сейчас достигнуты цели, прямо противоположные намеченным в начале реформы:
- разрабатываемые в соответствии с Законом проекты технических регламентов, напоминающие объемные цитатники из различных отраслевых и ведомственных инструкций, только увеличат административное давление на бизнес, законсервируют технологическое отставание российской промышленности и в результате многочисленных расхождений с международными нормами и подходами могут привести к появлению технических барьеров в торговле;
- уровень защиты потребителей падает и с каждым годом все более отстает от международных требований, а страна превращается в свалку устаревшей опасной продукции.
___Отсутствие технических регламентов при вхождении России в ВТО - в интересах наших глобальных конкурентов. Если ко времени вступления мы не будем иметь собственного нормативно-технического законодательства, то будем вынуждены принять их правила игры на нашем российском рынке.»
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1074&nomer=39
___«… стране навязан наиболее консервативный, ресурсоемкий и жесткий вариант: в большинство техрегламентов у нас в соответствии с Законом включаются все технические требования из стандартов, норм и правил напрямую и исчерпывающим образом. Поэтому представители российской промышленности абсолютно обоснованно утверждают, что это приведет к стагнации экономики и снижению ее конкурентоспособности.»
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1074&nomer=39
___«Новые толкователи Конституции России .
История разработки одного технического регламента
___…. Ассоциация по безопасности машин и оборудования «ТЕСТ-СДМ» сообщает, что она прекращает работу над проектом специального технического регламента (ТР) «О безопасности строительных, дорожных и коммунальных машин». Ассоциация начала ее по собственной инициативе и с 2004 года успела с соисполнителями создать три редакции проекта.
___На слушаниях в Минпромэнерго нами было получено категорическое указание о включении в ТР всех требований по безопасности действующих российских нормативно-технических актов, а также соответствующих положений стандартов ИСО. Поскольку для широкой гаммы строительных, дорожных и коммунальных машин это указание невыполнимо и, по нашему мнению, бессмысленно, мы вынуждены прекратить работу над документом.»
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1068&nomer=39
Вот возможнsq вариант развития событиЙ
___«Технические регламенты как фальсифицированные отображения стандартов
.Чтобы принять хотя бы половину техрегламентов,
законодателям понадобится не менее 160 лет!
……..
___По информации высокопоставленного чиновника, просившего не называть его имени, в Государственной думе кулуарно обсуждается возможность её срочного преобразования в федеральный орган по техническим регламентам.
___На это серьезно повлияла недавняя нота Правительства США, адресованная Правительству РФ. В ней говорится, что Соединенные Штаты аннулируют договоренность о вступлении России в ВТО, если наконец не начнется реализация Закона «О техническом регулировании», а также если в него внесут хоть какие-то поправки.
___Как сообщил источник, ноту в МИДе оставили без ответа. Официальная же причина возможного изменения статуса нижней палаты парламента – катастрофический провал с исполнением принятого четыре года назад упомянутого Закона. Согласно его статье 46, п.7 к середине 2010 г. необходимо принять введённое этим актом всё множество новых федеральных законов - технических регламентов.
___Лишь до этого времени сохраняют свою силу положения прежних нормативно-технических документов, но относящиеся только к безопасности людей, имущества и окружающей среды. Если вместо них до 1 июля 2010 г. не появятся соответствующие техрегламенты, то экономика страны окажется в правовом отношении не защищённой от конкурентов из ВТО, и отечественное товарное производство может разрушиться.
___Так как за прошедшие четыре года в ранге федерального закона не приняли ни одного техрегламента, то во избежание надвигающейся катастрофы решено освободить Госдуму от всех других дел, сосредоточив её деятельность только на обсуждении и принятии таких документов. Для этого намечено преобразовать нижнюю палату в законодательно-исполнительный орган – Ростехрегламент, а Федеральное собрание – в однопалатный парламент – Верховный Совет Российской Федерации.
___Всё это потребует внесения соответствующих поправок в Конституцию страны, отмены в этом году выборов в упраздняемую Госдуму и введения выборности в новый законодательный орган.
___Чтобы не потерять ценные кадры законодателей, бывшим депутатам последней Госдумы разрешат перейти в Ростехрегламент с сохранением окладов, льгот и привилегий.
___В последние четыре года Госдума заседала в среднем по 65 раз в году. А количество требуемых техрегламентов уже возросло до 1500, и оно далеко не окончательное. Если их будут рассматривать по одному на каждом пленарном заседании и сразу в трех чтениях, то при нынешней производительности нижней палаты на их принятие потребуется более 20 лет.
___Поэтому, как сообщил упомянутый анонимный источник, для наверстания упущенного Ростехрегламент станет работать круглосуточно, в три смены. Кроме того, введут скользящий график выходных дней, и это позволит принимать технические регламенты все 365 дней в году.
___В сменных коллективах предполагается создать по 10 групп, ориентированных на определённые сектора экономики. Если каждая группа будет принимать по документу в день, то удастся ежегодно выпускать в свет до 3600 техрегламентов. Тем самым до середины 2010 года смогут принять примерно 9000 новых актов, хотя, по оценкам, понадобится в несколько раз больше.
___Но их предварительно нужно еще написать, а затем рассмотреть в правительстве. Поэтому для координации и ускорения работ предполагается назначить главу правительства Михаила Фрадкова или его первого заместителя Сергея Иванова по совместительству руководителем Ростехрегламента, а также руководителем Ростехрегулирования с оперативным подчинением последнему всех федеральных министерств и агентств и поручением им срочной разработки проектов новых актов.
___По словам упомянутого источника, в связи с опасностью, грозящей стране, рассматривается также целесообразность введения чрезвычайного положения, переноса выборов президента и мобилизации всех – возрастом до 75 лет – специалистов, когда-то занимавшихся разработкой нормативно-технических документов, на работу в Ростехрегламент.»
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1075&nomer=39
___«Поэтому к середине 2010 г., когда завершится семилетний переходный период, отпущенный на принятие техрегламентов, российская экономика останется без нормативно-технических документов и в ней начнётся хаос. Его признаки наблюдаются уже сегодня: это, как отмечалось, рост числа массовых пищевых отравлений, аварий на транспорте и в строительстве…»
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1075&nomer=39
___«Идея замены стандартов их фальсифицированными отображениями оказалась нежизнеспособной. Поэтому неудивительно, что, руководствуясь положениями Закона и соответствующей методикой Минпромэнерго, ни один техрегламент в облике законопроекта в Госдуму за прошедшие четыре года представить не удалось.
___Значительную их часть из случайно составленного перечня просто невозможно написать, а пара десятков «законопроектов», невзирая на беспрецедентное лоббирование, пока не проходит сквозь правительственное сито благодаря правительственным чиновникам, которых модно нынче всячески поносить. К счастью для страны, среди них после многочисленных реформ и чисток сохранились ещё порядочные, государственно мыслящие и компетентные люди, не пропускающие поделки в Госдуму.
___Если примут хотя бы одну из них, то в соответствующем сегменте российской экономики может наступить коллапс. Так полагают многие эксперты, и это прекрасно осознают некоторые специалисты правительственных департаментов, профильных федеральных министерств и агентств.
___Создаётся впечатление, что Закон изначально замышлялся неработающим, по принципу «чем хуже, тем лучше».
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1075&nomer=39
Кстати, как это выглядит в США.
___«А в США имеется около сотни правительственных агентств, которые уполномочены принимать обязательные нормы – государственные стандарты, содержащие технические требования к различной продукции, и делают это отнюдь не законодательными актами.
___Причём, в США действуют свыше 44 000 обязательных для применения государственных стандартов, в законодательных актах содержатся ссылки на 10 000 стандартов, а всего стандартов 93 000. Иначе говоря, там, как прежде в Советском Союзе, а затем в России, выстроено научно обоснованное дерево стандартизации по принципу от общего к частному. И это помимо других нормативно-технических документов.»
http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=1075&nomer=39
___«В последнее время положение с реализацией реформы технического регулирования становится все более критическим.
___От Правительства не внесено ни одного проекта технического регламента. На 11 внесенных в Думу инициативных проектов уже более полугода не представляются официальные отзывы, что блокирует нормальную законодательную процедуру.»
Аналитическая служба НИТР
http://www.nisse.ru/tekh_regl_projects/analitycs-tr/vt.doc
Принят Федеральный закон от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Основные особенности:
___1. «Поправки предусматривают исключение из сферы технического регулирования требований в области охраны труда. Это не означает, что данные требования окажутся не регулируемыми.
___В настоящее время они регулируются Трудовым кодексом и документами, разработанными Международной организацией труда.
Необоснованное и искусственное расширение сферы технического регулирования на другие правовые области (техника безопасности, охрана труда, охрана окружающей среды, профилактика заболеваний и т.д.) противоречит мировой практике и международным соглашениям, ратифицированным Российской Федерацией. Поэтому из сферы закона "О техническом регулировании" необходимо исключить социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные требования в сфере охраны труда.»
___2. «…наличие большого числа детализированных требований в технических регламентах при высоких темпах современного развития техники и технологии неизбежно приведет к необходимости постоянного внесения изменений и дополнений в соответствующие федеральные законы (технические регламенты). Таким образом, необходимые чисто технические новшества будут ждать своей очереди несколько лет, что неминуемо отрицательно скажется на развитии и конкурентоспособности российской промышленности.
ФЗ "О техническом регулировании" в действующей редакции превращается в инструмент стагнации экономики и снижения конкурентоспособности отечественной продукции. …
В этих условиях наиболее целесообразным представляется создание двухуровневой системы технических регламентов. В рамках этой системы федеральным законом принимаются только общие технические регламенты, которые устанавливают базовые, не зависящие от специфики того или иного вида деятельности или продукции требования, и, следовательно, регулируют не конкретные вопросы, а обобщенные, видовые общественные отношения. В свою очередь, специальные технические регламенты, учитывающие технологические и иные особенности отдельных видов продукции и устанавливающие требования только к этим видам продукции, должны приниматься нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Введение специальных технических регламентов в действие Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации значительно упростило бы процедуры принятия технических регламентов, сократило бы сроки введения их в действие.»
___3. «В закон включено понятие "своды правил", широко применяемое в международной практике в качестве документа, содержащего технические правила или процедуры проектирования, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации оборудования, конструкций или изделий. В российской практике к таким документам относятся СанПиНы, СНиПы и другие подобные документы федеральных органов исполнительной власти, составляющие дополнительную часть нормативной базы, определяющей требования к продукции и связанным с ней процессам. Введение в Закон сводов правил позволит применять их для соблюдения в полной мере требований безопасности, определенных техническими регламентами, без дополнительных затрат (материальных и временных) на переработку таких документов в национальные стандарты».»
http://www.ngv.ru/show_release.aspx?releaseID=4069
___4.«В целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) в качестве одного из принципов технического регулирования закреплен принцип недопустимости дублирования полномочий по государственному контролю (надзору).»
___5.«Приведен перечень первоочередных регламентов,
Главная страница;
Возврат к началу статьи
Cтатья Цветкова В.И. С директивой под ВТО, Нижегородский еженедельник "Курс-Н", № 32, 2005 г.
Cтатья Цветкова В.И.На тупиковом просторе, Нижегородский еженедельник "Курс-Н", № 20, 2007 г.
Блок приложений к статье Бронфельда Г.Б. Часть 2. Развал российской системы стандартизации
|